Очерки истории мировой культуры (культурология). Ч.1. Головашин В.А. - 36 стр.

UptoLike

Составители: 

додинастический (примерно, V – IV тысячелетия до н.э.);
раннее царство (правление двух первых династий фараонов, закончившееся в начале третьего
тысячелетия до н.э.);
древнее царство (до 2400 лет до н.э.);
среднее царство (XXII – начало XIX в. до н.э.);
новое царство (XVI – XII вв. до н.э.);
позднее царство (XI в. до 322 г. до н.э.).
Конечно, это деление на отдельные периоды, равно как и датировка их, довольно условно. Сами
египтяне не делили свою историю на такие периоды, для них она продолжалась как нечто непрерывное
и целое. Но мы примем его для удобства рассмотрения многовековой истории Египта, предварительно
оговорив более чем двухсотлетний разрыв между Средним и Новым царством. Он объясняется завоева-
нием Египта ордой гиксонов, которые потом были изгнаны.
Согласно преданию, известному отцу греческой истории, каковым считают Геродота, около трех
тысяч лет до нашей эры в долине Нила после длительной войны еще в додинастический период между
Верхним и Нижним царствами (победило первое из них), образовалось единое государство Египет.
Первым царем, или, как его называли египтяне, фараоном в этом Раннем царстве стал Мин. Он основал
первую династию фараонов и положил начало ведению летописей Египта. На стыке Верхнего и Нижне-
го царств Мин заложил столицу Хетка Птах, или город Мемфис, как его называли потом греки.
Но есть и другой исторический источник. В Каирском музее хранится великолепная шиферная пли-
та конца четвертого тысячелетия до нашей эры. Она свидетельствует о переходе от додинастического
периода к Раннему царству при фараоне Нармере, который победой над северянами завершил объеди-
нение Верхнего и Нижнего Египта.
Понятие додинастический период так же условно, как и вся последующая периодизация истории
древнего Египта. Династии правящих фараонов существовали и в этом периоде, но о них нам мало что
известно. До наших дней, например, дожила пирамида фараона Джосера, основателя третьей династии,
одна из первых египетских пирамид, воздвигнутая около пяти тысяч лет назад. От более поздних пира-
мид классического типа, как их можно назвать, пирамида Джосера отличается своей формой. Она вы-
полнена в виде ступенчатой лестницы, поднимающейся к небу.
Известно и имя создателя этой пирамиды. Его звали Имхотеп. Он был одним из первых гениев че-
ловечества, имевший глубочайшие познания в области архитектуры, астрономии, медицины. Имхотепу
на протяжении последних тысячелетий истории Египта воздвигались памятники, в честь его построен
храм в Мемфисе, так как он был причислен к богам и считался покровителем писцов. Древние греки
почитали его как бога медицины.
При фараоне второй династии Хасехеме произошло окончательное объединение близлежащих к
Египту областей в единое централизованное государство. Одной из наиболее важных функций власти
фараонов стало создание и поддержание в порядке обширной централизованной оросительной системы
в долине Нила. Уже одно это оправдывало безграничную власть фараона, которого египтяне почитали
как божество. Незыблемость, более тогонепостижимость верховной власти фараона поддерживалась
кастой жрецов, проповедовавших в народе своеобразную религию. Основой ее являлась вера в загроб-
ное существование душ, что якобы обеспечивало бессмертие при строгом соблюдении культа захороне-
ния. Тело умершего подвергали мумификации. В искусстве мумифицирования древние египтяне дос-
тигли непревзойденных высот. Мумии фараонов и знатных вельмож помещали в золотые саркофаги и
хоронили в пирамидах вместе со всем тем, что может потребоваться душе, вселившейся в мумию, в за-
гробной жизни. Впрочем, мумифицировали только фараонов и знать, простолюдинов заворачивали в
циновки и хоронили во рвах возле кладбищ. О бессмертии их душ заботиться было некому.
Особенно величественными, небывало роскошными были пирамиды фараонов, которые до сих пор
считаются одним из семи чудес света. Знаменитую пирамиду фараона Хеопса строили более двадцати
лет сотни тысяч рабочего люда. С момента своей постройки (около 2600 г. до н.э.) пирамида, сложенная
из двух миллионов трехсот тысяч каменных блоков, весом в две и более тонн каждый, ушла на десять
метров в землю, вернее в песок, засыпавший ее подножие, но и сейчас внутри пирамиды свободно мо-
жет поместиться Исаакиевский собор в Петербурге, высота которого 107 метров.
И еще останется 30 метров свободного пространства над его куполом.
Трудно представить себе, каких средств и усилий стоило строительство подобных пирамид, а кроме
них в древнем царстве Египта строились многочисленные дворцы, храмы и усыпальницы из камня для
знати, велось строительство и ремонт оросительной системы. Все это истощало казну, заставляло вести но-
вые войны, приносившие богатые трофеи и массу пленных, обращаемых в рабов.