Очерки истории мировой культуры (культурология). Ч.1. Головашин В.А. - 38 стр.

UptoLike

Составители: 

Особенно впечатляет объем духовной культуры в эпоху Среднего царства. Окончательно складыва-
ется египетский язык, на котором создаются художественные произведения, ведется частная переписка
и делопроизводство. Этот древний, письменно закрепленный египетский язык просуществовал до XIV
в. до н.э., а в качестве языка свершения религиозного культа и богослужения сохранился до конца еги-
петской истории. Принципиальному изменению язык египетской письменности подвергся в результате
перехода иероглифического письма, оперировавшего словамипонятиями, к слоговому. Кстати ска-
зать, такой переход до сих пор еще не совершился в китайском иероглифическом письме.
До нас дошла только малая толика художественных произведений той далекой эпохи, такие, как
"Сказка о потерпевшем кораблекрушение", "История Синухета", "Красноречивый поселянин". Нам, лю-
дям, избалованным изысканными современными литературными произведениями, эти первые художе-
ственные опусы кажутся наивными, однако именно они служили образцами для литературы древних
Эллады и Рима.
В период Среднего царства успешно развивается наука, еще не отделившаяся от религиозного ми-
росознания, пишутся математические и медицинские тексты, зарождается астрономия. В гробнице бо-
гатого вельможи Гамессеума археологами найдены списки созвездий и целая библиотека научной, ре-
лигиозной и дидактической литературы. Эта находка позволила установить, что уже тогда египтяне де-
лили год на 12 месяцев, в каждом из которых было 30 дней, остальные пять дней года считались нера-
бочими. Время дня измерялось солнечными часами, позднее были изобретены водные часы, позволяв-
шие узнавать время в течение всех суток.
Строительство пирамид продолжалось и в Среднем царстве, хотя размеры их стали скромнее. Зато в
священных угодьях бога-крокодила близ новой столицы Египта Ит-таун сооружается заупокойный храм
фараона Аменемхета III, названный греками Лабиринтом и считавшийся ими, как и пирамиды, одним из
семи чудес света. Этот уникальный ансамбль из множества колонн, залов и проходов между ними,
имевший 1500 подземных и столько же надземных помещений, к сожалению, не сохранившийся до на-
шего времени, по свидетельству античных авторов, представлял собой пантеон египетских богов. Геро-
дот, заставший лабиринт еще в целости и сохранности, утверждал, что он превосходит по всем статьям
пирамиды.
Около 1700 г. до н.э., в период Нового царства, в Египет вторгается из Сирии и Палестины орда
азиатовгиксонов. Они без особых усилий покоряют Египет, правители которого, пресыщенные богат-
ством и развращенные роскошью, не смогли оказать им достойного сопротивления. Но, имея несрав-
ненно более низкую культуру, гиксоны быстро растворились в коренном населении Египта, приняли его
язык и веру в богов. Их цари поспешили именовать себя фараонами. Однако уже в начале XVI в. до н.э.
освободительная борьба египтян против гиксонов заканчивается устранением последних со всех госу-
дарственных постов.
Во второй половине XVI в. до н.э. при фараоне Тутмосе I Египет вновь превращается в мощную
державу, претендующую на мировое господство. Египетские воины на громоподобных колесницах да-
леко расширяют пределы страны. В Египет рекой текут золото и драгоценные камни, дорогая утварь и
ювелирные украшения, выполненные руками чужеземных мастеров. По его дорогам шагают тысячи
пленных, которым судьба уготовила стать рабами победителей-египтян.
Эпоха Нового царства не только продолжила внутреннее развитие египетской культуры, но она ста-
ла временем наиболее интенсивного распространения этой культуры за пределы Египта и взаимодейст-
вия с культурами соседних народов в Африке и Азии, особенно в Ливии и Нубии. В искусстве Нового
царства пробивается тепло земного чувства, размышления авторов письменных литературных текстов
носят следы земных тревог и забот человека. Этим новым светом как бы изнутри освещаются прежние
традиционные формы. Впрочем, многие традиции к этому времени уже стали изживать себя. Архитек-
тура совершенствуется и оттачивает свое великолепное мастерство уже не столько в строительстве
гробниц фараонов, сколько в сооружении храмовых ансамблей. Труд архитекторов, художников,
скульпторов и авторов летописей, каковыми часто были жрецы, ценился чрезвычайно высоко, они ста-
новились приближенными фараона, их имена увековечивались.
В эпоху Нового царства при Аменхотепе III после долгих войн наступили мир и стабильность. При
этом настолько возросла роль жрецов, а богатства жрецов достигли такой величины, что стали конку-
рировать с собственностью фараона. Именно это послужило побудительным мотивом для самого вы-
дающегося события эпохи, каковым стала реформаторская деятельность фараона Аменхотепа IV.
В XIV в. до н.э. он выступил против засилья фиванских жрецов, отменив законодательным актом весь
многочисленный пантеон египетских богов. Вместо них был назван единым для всех египтян бог солн-
ца Атон. Себя фараон называл Эхнатоном, т.е. угодным богу солнца. Так впервые в мире утверждается