Очерки истории мировой культуры (культурология). Ч.1. Головашин В.А. - 39 стр.

UptoLike

Составители: 

единобожие, ставшее позднее основой многих религий на нашей планете. Но в самом Египте оно долго
не продержалось из-за резкого противления этому жреческой касты, у которой фараон-реформатор отнял
земли, богатства и попытался подорвать ее влияние на народные массы.
За 12 лет правления Эхнатона произошла подлинная революция не только в религиозных веровани-
ях, но и в искусстве Египта. Оно как бы сдвинулось с прежних, традиционно неизменных в течение ты-
сячелетий позиций и представлений от идеальной формы к реальности, человеческой теплоте, о чем
можно судить хотя бы по портрету Нефертити, жены Эхнатона, который до сих пор считается образцом не-
превзойденной женской красоты.
В эпоху Позднего царства окончательно складывается новоегипетский язык, художественные и на-
учные произведения, написанные на нем, дошли до нас. Песни, написанные на этом языке, проникнуты
глубоким лиризмом, в них отдается предпочтение светским, а не религиозным мотивам. Продолжается
строительство грандиозных храмов, но фараонов и знать уже не погребают в пирамидах, а строят для
них более скромные подземные усыпальни-
цымастабы. Культура Египта все больше воспринимает веяния, исходящие от соседних государств.
В 332 г. до н.э. Александр Македонский завоевывает Египет и начинается период греко-
македонского владычества. История Древнего Египта как бы заканчивается на этом, передав народам
Европы всю сокровищницу своей самобытной культуры.
БОГИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Акербог земли и подводного мира. Изображался в виде двойного сфинкса или льва, считался
грозным обитателем загробного мира. Акер не принадлежал к группе великих богов и не имел храмов и
мест культа.
Амонсокровенный или незримый. Изображался в антропоморфном облике, в короне из двух вы-
соких перьев, с телом голубого цвета, что указывает на связь Амона с небом. Главным местом культа
был Карнакский храм, который строили и украшали почти все правители, начиная с эпохи среднего
царства.
Анатсирийско-палестинская богиня, почитавшаяся в Египте, начиная с эпохи нового царства.
Анти (Немти)изображается в виде сокола, стоящего на полумесяце.
Анубисбог умерших, изображаемый в виде черного животного: собаки или шакала. Покровитель
некрополей, бог, совершающий бальзамирование, один из судей царства мертвых.
Аписсвященный бык, символ плодородия, почитающийся в Египте с начала первой династии и до
христианской эры. Центром его культа был Мемфис. Апис изображался обычно в виде быка с солнечным
диском между рогами, а иногда в виде мумии с головой быка.
Апопзмей, живущий в глубине подводного океана, воплощение мрака и небытия. Чаще всего
изображался в виде огромного связанного змея, пронзенного ножами.
Атумполный, совершенный бог-творец, старейший из гелиопольской Великой Девятки. Считался
воплощением заходящего солнца.
Геб (Земля)древний бог земли. Преимущественно изображался в виде человека с инсигниями
царской власти.
Герех (Ночь)изображался в виде лягушки. Вместе со змеей Герхет он составлял одну из пар Ве-
ликой Восьмерки.
Исдесбог умерших, фигурирующий в облике черного пса.
Исидабогиня неизвестного происхождения, выступавшая обычно в антропоморфном облике.
Культ Исиды, чей образ служит символом супружеской верности и материнской преданности и любви,
приобрел огромную популярность в Египте.
Мехенвеликий змей, сопровождавший Ра в его странствие по подземной стране.
Минодин из древнейших богов Египта, бог плодородия.
МутМатьбогиня, изображавшаяся в облике коршуна или женщины в головном уборе коршуна.
Нейтустрашающаябогиня-воительница. Изображалась в антропоморфном виде в короне Ниж-
него Египта с луком и стрелами в руках.
Неприбог зерна, чей праздник торжественно отмечался в первый день месяца сбора урожая. Иг-
рал важную роль в потустороннем мире: помогал умершим выйти из гробниц, чтобы они могли отпра-
вится в царство мертвых, кормил их и поил пивом. Непри изображался в виде змея или мужчины с телом,
покрытым колосьями.