Очерки истории мировой культуры (культурология) Ч.3. Головашин В.А. - 113 стр.

UptoLike

Составители: 

рический факт, то спрашиваешь себя: какова же та мысль, которую он скрывает или открывает нам;
каков идеальный принцип, одушевляющий это огромное тело, какое новое слово этот новый народ
скажет человечеству; что желает он сделать в истории мира? Чтобы разрешить этот вопрос, мы
не обратимся к общественному мнению сегодняшнего дня, что поставило бы нас в опасность быть
разочарованными событиями последующего дня. Мы поищем ответа в вечных истинах религии. Ибо
идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечно-
сти" (Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. М., 1989. Т. 2. С. 219–220).
Проблема поиска "русской идеи" особенно остро встала перед Россией с того момента, как она начала
осознавать себя частью всемирного и, прежде всего, европейского человечества. После победы над
Наполеоном Россия оказалась втянутой в самую гущу европейской политики, обрела значение од-
ной из наиболее влиятельных политических сил на европейском континенте. Именно тогда загово-
рили о "русской идее" наши великие русские мыслители такие, как В.С. Соловьев, Ф.М. Достоев-
ский, К.Л. Леоньтев, Н.Я. Данилевский, Ф.И. Тютчев, П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Сама-
рин и др. Потребность в национальной идее возникла в России в результате ее вхождения в мир ев-
ропейской культуры и цивилизации и явилась прямым следствием этого вхождения. "Русская идея"
это "европейская идея" в русском ее прочтении и толковании.
Через подобный поиск прошли в свое время все ведущие страны Западной Европы, как только они
порывали со средневековым прошлым. Поиск России падает на время, когда в Европе он в основном
закончился, сменился чувством "конца истории". Россия же жила чувством не конца, а только начала
собственной истории. По известному выражению Л.Н. Толстого, "…в России еще ничего не сложилось
и только начинает укладываться". Весь XIX в. Россия жила в сознании неминуемых грядущих перемен,
с надеждой и тревогой всматриваясь в будущее. Желание облечь это будущее в более или менее отчет-
ливую перспективу, найти ему аналог в прошлом либо в чем-то, чего еще никогда не было, и заставляло
обращаться к идее, по-разному формулируемой в среде радикалов и консерваторов.
Сама по себе попытка выработать такую идею говорит о том, что до революционных перемен 1917 г.
мы двигались в общем русле развития западной цивилизации. Решение вопроса о "русской идее" и
тогда и сейчас осложняется еще и тем, что при всем несходстве с Западом Россию трудно предста-
вить и в качестве совершенно особой от Запада цивилизации, хотя подобные попытки предприни-
мались время от времени. Ее называли то православной, то восточнославянской, то евразийской ци-
вилизациейв зависимости от того, какой признак брался за основуконфессиональный, этно-
культурный или геополитический.
В результате вопрос об отношении России к Западу переживался как одна из мучительных проблем
русской истории. Мы осознавали себя даже не соседом, а родственником Европы, в представлении
"западников", бедным родственником, задержавшимся в развитии.
"Русская идея" была призвана выявить связь между обособленным и всеобщим в жизни русского
народа. Величие России она связывала с преодолением ею своего национального эгоизма во имя спло-
чения и объединения всех народов на базе общеморальных ценностей. "Русская идея" мыслилась Со-
ловьевым как необходимость для России жить в соответствии не только со своими национальными ин-
тересами, но и с теми принципами и нормами, которые составляют суть христианства.
Существовали и иные варианты "русской идеи", трактовавшие ее в националистическом духе,
выводившие на первый план несходство славянского культурного типа со всеми остальными. В.
Соловьев справедливо усматривал в подобной трактовке "русской идеи" "вырождение славяно-
фильства", не отрицавшего при своем возникновении духовной близости России и Европы. Рус-
ский национализм родился под прямым воздействием западного и в противовес ему.
Сегодня уже нет той России, на которую раньше ориентировалась "русская идея". После распада
СССР русские остались наедине с собой, постепенно сдвигаясь к рубежам, с которых когда-то старто-
вала Российская империя. 15 % нерусского населения России не меняют общей картины. О какой же
национальной идее может идти речь в настоящее время, когда от старой России остались одни воспо-
минания? Не лучше ли вообще отказаться от нее, признав над собой полную победу 3апада, а значит,