Очерки истории мировой культуры (культурология) Ч.3. Головашин В.А. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

затем византийских колониальных поселений по северному побережью Черного моря) представля-
ли поляне, тиверцы, угличи, древляне, хорваты. В славянских языках, образованных из диалектов
этих племен, остались общие названия элементов ландшафта, что позволяет сделать заключение о
месте обитания протославян в зоне лиственных лесов и лесостепей среди холмов и оврагов, озер,
рек и болот, но не вблизи высоких гор и моря.
Большинство ученых, исследовавших данные о возможной прародины славян, считают таковой об-
ласть к северу от Карпат, где-то в междуречье Одера, Вислы и Дуная. Считается, что на восток Евро-
пы до Днепра и части бассейна Десны праславяне пришли позже. Однако в вопросах происхождения
славян, мест их обитания и древнейшей истории много предположительного, неясного. Четкого отве-
та на эти вопросы не дают ни археологические изыскания остатков культуры, ни факты сравнитель-
ного языкознания, поскольку на местах археологических раскопок в разное время обитали разные
племена, а языки этих племен постоянно испытывали взаимовлияние и заимствовали различные тер-
мины. Бесспорным является лишь то, что предки славянанты и венедыжили в разлагавшемся
общинно-родовом строе, были язычниками и находились примерно на одном культурном уровне, что
и их многочисленные соседи, исключая Древнюю Грецию, Древний Рим и Византию, где этот уро-
вень был несравненно выше. Впрочем, религиозные верования протославян определять как язычест-
во не совсем верно. Правильнее считать, что они исповедовали ведизм (от ведатьзнать), родствен-
ный другим религиям ведического корня в Древней Индии, Ираке и Древней Греции.
Культурный уровень протославян, а затем и славян во многом определялся средой их обитания. Лес
не только кормил их мясной и растительной пищей, но и служил укрытием от вражеских набегов. Лесо-
степь кормила домашний скот и предоставляла возможность для зачатков земледелия. Реки и озера не
только поставляли к столу рыбу, но и служили почти круглый год средствами сообщения. От весны до
глубокой осени по ним пролегали водные пути, а зимойсанные.
Хотя для хлебопашества предпочтительней были обширные лесные поляны в лесостепной полосе и
широкие степные массивы, но земледелие у протославян, когда они стали оседлыми, развивалось не
здесь, куда легко проникали с разбойными набегами воинственные кочевые племена, а в лесах и назы-
валось "подсечным". В январе (славяне звали этот месяц "сеченем") деревья на выбранном под пашню
участке леса подрубались так, чтобы получить сухостой. Затем сухостой валили, пни выкорчевывали,
порубки сжигали, получая золу в качестве удобрения участка. Отвоеванные у леса участки звали "рада-
ми", хлеб родил на них два-три года. Потом эти участки бросались пахарями, зарастали сорняками и
разнолесьем. Заброшенные в лесу пашни называли "лядами" (эти термины древнего подсечного хлебо-
пашества в названиях сел Рада, Ляда, которые сохранились и на территории нашей области). Жили на-
ши далекие предки в наземных столбовых домах летом, а в холодное время годав полуземлянках.
Жилища не имели окон и отапливались "по-черному" глинобитными или каменными очагами без ды-
моходов и труб. Такой вид отопления сохранялся веками, был он и позднее в "курных", рубленных из
бревен избах не потому, что славяне "не додумались" до устройства вытяжки из жилищ дыма, он был
нужен для борьбы с насекомыми, прежде всего с комарами, которых в местах проживания славян среди
лесных болот, на берегах рек и озер было великое множество. Рядом с жилищами строились хозяйст-
венные помещения для содержания скота, домашних припасов, инвентаря и орудий труда. Погреба с
весны забивались льдом и снегом и служили своего рода холодильниками. Археологические раскопки
позволяют установить наличие различных ремесел: кузнечного, гончарного, столярного и других. В