ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Изучение российской культуры ныне вступило в новую фазу, связанную с перестройкой устояв-
шейся точки зрения на истоки, историю и хронологию русской цивилизации. Интересны в этом отно-
шении труды современных исследователей Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко, которые в своих работах
"Библейская Русь", "Империя" и многих других приводят парадоксальные факты, опровергающие мно-
гие устоявшиеся теории.
Что касается стадий развития российской цивилизации, то тут существуют различные точки зрения.
Одни ученые считают, что с XI в. и по настоящее время в том ареале, который называется Россией, бы-
ла одна цивилизация. В ее развитии можно выделить несколько этапов: это Древняя Русь (XI–XIII вв.),
Московское царство (XIV–XVII вв.), Имперская Россия (с XVIII в. и по 1917 г.). Другие исследователи
полагают, что по XIII в. существовала одна "русско-европейская" или "славяно-европейская" цивилиза-
ция, а с XV в. – другая, "евразийская" или "российская".
Наиболее часто выделяемые признаки российской цивилизации: самодержавная форма государст-
венной власти, подчинение общества государству, коллективистская ментальность, незначительный
объем экономической свободы. Как ни парадоксально, эти признаки с незначительными изменениями
сохранились до настоящего времени.
В процессе становления Московского царства в России укрепилась традиционная модель общества
с характерным для нее отсутствием уважения к личности как абсолютной ценности, произволом, слабо
выраженным принципом собственности. Сдвиг России к западной модели начал своими реформами
Петр I. Именно он "рукой железной Россию вздернул на дыбы".
Революционный переворот 1917 г. разрушил все, что объединяло Россию с Европой, и вновь отбро-
сил ее к восточной модели с азиатским способом производства. Страшнейший произвол власть пыта-
лась оправдать благими намерениями. На плакате, висевшем на воротах Соловецкого концентрационно-
го лагеря, была сделана симптоматическая надпись: "Железной пролетарской рукой загоним человече-
ство к счастью".
В развитии русской духовной культуры немаловажную роль сыграла православная религия, которая
помогла русскому народу выжить в царстве произвола, разгромить нашествие германского фашизма,
сохранить вековые традиции.
В конце XX столетия наше общество испытало, да и теперь продолжает испытывать мощный на-
тиск западной массовой культуры с ее ярко выраженным культом насилия и жестокости. Это пагубно
влияет на молодежь, на людей с неустановившейся жизненной позицией. Жесткая конкуренция, капи-
талистический способ производства соседствуют в нашей стране с сохранившимися "пережитками" со-
циализма; с наплевательским отношением к государственной собственности, земле, природным ресур-
сам. Нашему обществу просто необходим духовный переворот таких масштабов, которые сопоставимы
с Реформацией или Просвещением в Европе. Для этого требуется объединение всех национальных
культур и этносов в новую историческую общность путем осознания национальных приоритетов, евра-
зийской ценности.
Основной вопрос не в том, станет ли Россия "вторым Западом" или его частью, а в том, обогатит ли
она мировую цивилизацию самобытным историческим творчеством или станет "неудачницей", идущей
по чужому пути, примеряющей чужие образцы.
Перспективное и разумное решение для России состоит в разработке Евразийского проекта: освое-
ния специфической цивилизационной модели, отличной и от традиционной азиатской и от западной.
Евразийская идея – идея специфической цивилизационной общности, по-своему преломляющей
импульсы Запада и Востока и творчески интегрирующей их, ценная часть нашего духовного наследия,
которой мы не можем пренебречь. Разработку этой идеи предстоит осуществить совместными усилиями
историков, философов, социологов и культурологов. И начало этому процессу должно положить пла-
номерное знакомство с историей культуры нашей Родины. Данную задачу решает эта книга, рассчитан-
ная на всех, кто интересуется культурой России.