Очерки истории мировой культуры (культурология) Ч.3. Головашин В.А. - 2 стр.

UptoLike

Составители: 

"Полезно знать нравы, обычаи и обряды древних чужеземных народов,
но гораздо полезнее иметь сведения о своих прародителях"
Н.И. Новиков
X Введение W
Наступивший XXI в. – век колоссальных достижений науки и техники, век освоения космического
пространства и развития компьютерных технологийзаставляет человечество обратить особое внима-
ние на проблемы развития культуры и цивилизации.
Каждый здравомыслящий человек задается вопросом: как может высокая культура уживаться с не-
прерывными войнами, террористическими актами, массовым уничтожением людей в цивилизованном
обществе?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо тщательно изучить истоки современной цивилизации,
приобщиться к сокровищам мировой и национальной культуры, выяснить сущность российской мен-
тальности.
В научных работах часто встречаются формулировки о парадоксальности русской цивилизации,
свидетельствующие, что ее понимание требует от исследователя преодоления однозначных линейных
схем и обращения к многомерной концепции.
Проблема отнесения России к определенному цивилизационному типулиберальной (западной)
или традиционной (восточной) цивилизациибыла выдвинута еще в тридцатые годы XIX в. П.Я. Чаа-
даевым, который писал: "Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это
особый мир. Пусть будет так. Но надо еще доказать, что человечество помимо двух своих сторон, опре-
деляемых словами Запад и Восток, обладает еще и третьей стороной."
Современники Чаадаева И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и другие, названные "славя-
нофилами", взяли на себя бремя такого доказательства. Они свято верили в слова
Ф.И. Тютчева:
"Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать.
В Россию можно только верить!"
Их оппоненты – "западники" – К.Д. Каверин, Н.Г. Чернышевский, Б.И. Чичерин и другие рассмат-
ривали Россию как во многом азиатскую страну, которой необходимо цивилизоваться по европейскому
пути. Споры между "западниками" и "славянофилами" длились на протяжении двух веков и породили
разные ответы. Россия ставилась во главу особой славянской цивилизации, отличной от Востока и За-
пада, говорилось об уникальности России в мировой истории и культуре, указывалось на исключитель-
ность положения России между Востоком и Западом. Россия рассматривалась как "третья сила", пред-
ставлявшая синтез восточной и западной цивилизации.
Все эти споры отражали несводимость русской культуры к одному из вариантов или к сочетанию и
синтезу того и другого.
Наша русская культура стала выделяться в особый тип в рамках христианских цивилизаций еще в
XI – XII вв. в ходе образования у восточных славян государства и приобщения их к православию. Осо-
бое влияние на формирование этого типа культуры оказал геополитический факторсрединное поло-
жение России между цивилизациями Запада и Востока. По словам
А. Блока:
"Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы".
Это послужило основой возникновения таких пограничных культурных слоев, которые, не примы-
кая ни к одной из известных культур, представляли собой благоприятную среду для разнообразных
культурных инноваций.