Очерки истории мировой культуры (культурология) Ч.3. Головашин В.А. - 84 стр.

UptoLike

Составители: 

вать время отцов и дедов. И все же, в каком еще государстве перемены и кардинального рода реформы
совершались с такой головокружительной быстротой и так бесповоротно, как в России?
Достаточно вспомнить принятие христианства в Киевской Руси при князе Владимире или становле-
ние абсолютной монархии при Иване Грозном с его опричниной, в корне подорвавшей власть бояр. А
церковная реформа патриарха Никона, проведенная вопреки упорному сопротивлению приверженцев
"старой веры". И хотя сам Никон в конце концов попал в опалу из-за того, что пытался противостоять
царской власти, но основные результаты его церковной реформы остались неприкосновенными и поны-
не.
Особняком среди всех прошлых реформаторов России стоит царь Петр I, "прорубивший окно в Ев-
ропу". Его реформы не только неузнаваемо изменили жизненный уклад правящей верхушки России, но
и ее государственные основы, обеспечили стремительное вхождение России в число ведущих госу-
дарств Европы.
Личность Петра I (1672–1725) по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового
масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связан-
ным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали лич-
ность Петра I и значение его реформ.
Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразова-
ний. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельно-
стью. А немного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене "истинно русским" началам жизни, а
его реформы назвал "блестящей ошибкой".
Реформы осуществлялись в России и после Петра I едва ли не всеми царствующими особами дина-
стии Романовых. Среди них прежде всего надо назвать Екатерину II с ее "вольностью" дворянам и
Александра II, освободившего крестьян от крепостной зависимости и порвавшего тем самым "цепь ве-
ликую", которая, по словам поэта Некрасова, "ударила одним концом по барину, другим по мужику".
Однако реформы, осуществленные Петром I, превосходят, пожалуй, не только все прежние рефор-
мы в России, но и те, которые проводились после него. Петр I реформировал Россию без оглядки на ее
прошлое, решительно, с бескомпромиссной жестокостью. Его реформы оказались настолько значитель-
ными и имели такие далеко идущие последствия, что заслуживают и сегодня подробного рассмотрения.
Без этого невозможно понять всю дальнейшую историю России вплоть до Октябрьской революции
большевиков, положившей начало новым, невиданным до нее реформам, из которых самой значитель-
ной и наиболее оправданной была "сплошная индустриализация страны". После Петра I это был новый
шаг в сторону становления России не только как ведущего европейского государства, но и как мировой
державы. Однако вернемся к эпохе Петра I.
Вплоть до начала XVIII в. влияние России на дела других государств ограничивалось ее ближай-
шими соседямиПольшей, Швецией и отчасти Крымским Ханством, вассалом Оттоманской империи.
С Польшей Россия вела войну за Украину, крымские татары совершали постоянные набеги на южные
российские земли. Швеция, захватив еще в XVII в. исконные русские земли на побережье Финского за-
лива, всячески противилась выходу России к Балтийскому морю, по которому пролегали торговые пути
к странам Западной Европы. Россию там не признавали равноправным торговым партнером, а всего
лишь источником дешевого сырья и выгодным рынком сбыта промышленной продукции. Вот такую
Россию получил в наследство Петр I, став единоличным монархом после подавления стрелецкого бунта
и пострижения в монахини своей сестры и соправительницы царевны Софьи. Все это осложнялось не-
эффективностью деятельности Приказов и боярской Думы, откровенной оппозицией стрелецкого вой-
ска, продолжавшейся и после массовой казни бунтовщиков-стрельцов на Красной площади в Москве,
назревавшим конфликтом между светской и духовной властью, а также перспективой возможных но-
вых дворцовых переворотов. Сама обстановка требовала от Петра Алексеевича жесткого курса на про-
ведение всеобъемлющих реформ, модернизации устаревших социальных институтов и укрепления го-
сударства. Решение всех этих проблем Петр I видел в европеизации России.
"Он надеялся, – писал историк В. Ключевский, – грозою власти вызвать самодеятельность в пора-
бощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, на-
родное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оста-