Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 42 стр.

UptoLike

Составители: 

вещи. В большинстве случаев из меди и серебра выковывалась различная посудакубки, вазы, братины,
чары, блюда и т.д.
С ковкой серебра и меди почти неразрывно связана чеканка этих металлов. Простейший вид чеканки
представляет нанесение рисунка на внешнюю поверхность вещи различными пуансонами. Орнаментируемую
пластинку клали на жесткую подкладку и наносили узор, уплотняя металл в месте удара, но, не делая
выпуклостей на обороте. Узор наносили пуансонами различной формы. Эта техника чеканки господствует до
XII – XIII вв., когда появляется техника выпуклой чеканки. Сущность последней заключается в том, что
сначала орнаментируемую серебряную пластинку чеканят с обратной стороны, выдавливая рисунок резким
выпуклым рельефом наружу. Лишь после того, как такой чеканкой получен на лицевой стороне выпуклый
рисунок, лицевая сторона подвергается более детальной обработке: разделываются одежды, лицо, волосы,
подправляется общий рельеф. Для того, чтобы не порвать тонкий металл при такой глубокой, выпуклой
чеканке, работу производили на специальной упругой подушке из вара, воска или смолы. Точно также и при
обработке лицевой стороны обратную сторону заливают подобной же упругой смесью, чтобы не нарушить
полученный рельеф ударом пуансона. Впервые эта техника появляется на новгородских вещах XI в. Образец
выпуклой чеканки дает нам шлем Ярослава Всеволодовича, сделанный, очевидно, около 1215 г.
В связи с техникой выпуклой чеканки стоит вопрос и о технике тиснения металла на специальных матрицах. На Руси она не применялась до XI в. Для
этого отливали массивную медную пластинкуматрицу с желаемым рельефом, а затем накладывали на нее серебряную пластинку и вдавливали
серебро во все углубления пластинки. Русские мастера начали применять эту технику не ранее середины XI в., а в XII в. она была уже широко
распространена. Особенно полно отражена техника тиснения на матрицах в изготовлении распространенных в городах украшенийколтов. Колты
височные кольца большой величины полые внутриделались из серебра и золота. Золотые колты всегда украшались эмалью.
Следующим разделом ювелирной техники древнерусских городов является волочение проволоки.
Потребность в проволоке была большая, и требовалось ее для различных нужд очень много. Медная, серебряная
и золотая проволока шла на самые различные изделия: проволока крупного калибра шла на изготовление гривен
и браслетов, более тонкогона височные кольца, цепочки и пр., а наитончайшие проволочные нити украшали
поверхность различных предметов сложным и изящным узором филиграни. Тонкая проволока служила для
выполнения бесконечного разнообразия филигранных узоров. Филигрань, русская скань представляет собой
скрученные проволочки, образующие какой-либо узор. Скань может быть ажурной, когда сами проволочки
образуют каркас вещи, но может быть и накладной на пластинке. И в том и в этом случае для скрепления между
собой или с пластинкой требуется паяние. Неотделима от скани всегда сопутствующая ей техника зерни, когда на
пластинку напаивали мельчайшие зерна металла. Зерна золота или серебра заготавливались заранее из
мельчайших капель металла, а затем укладывались при помощи маленького пинцета на орнаментируемую
пластинку. Далее посыпали припоем и ставили на жаровню. Скань применялась в самых различных случаях: для
подвесок к ожерелью, для рукоятей мечей, для обрамления крупных эмалевых медальонов и т.д. Ажурная скань
применялась почти исключительно для трехбусинных височных колец, бусины которых делались каждая
отдельно.
Чтобы закончить обзор ювелирного дела древней Руси, остается еще упомянуть об инкрустации золотом и
серебром по железу и меди и о золочении. Древнейшие позолоченные вещи восходят к X в., например, бляшки в
кургане Гульбище в Чернигове и медная накладка меча из Киева.
Изделия с чернью и эмалью являются верхом совершенства в искусстве древнерусских ювелиров. Чернь
применялась исключительно для серебряных изделий. В состав черни входят серебро, свинец, красная медь, сера,
бура, соль. Обычно эта смесь хранилась в порошке. Эмалью украшались главным образом золотые вещи, так как
только золото обладало такой степенью ковкости и легкоплавкости, которая требовалась для создания основы
под эмаль.
Русские ювелиры в XI – XII вв. в совершенстве овладевшие сложной техникой обработки благородных металлов,
нередко восхищали своих современников тонкостью и изяществом работы.
Гончарное дело. В русских городах X – XIII вв. гончарное дело было развито очень широко.
Княжеские и боярские круги, имевшие в изобилии золотую и серебряную посуду, относились уже с
некоторым пренебрежение к глиняной посуде. Изделия городских гончаров отличались от деревенских большей
тщательностью отделки и большим разнообразием форм. В крупных городах, вроде Киева, существовал уже в XI
– XIII вв. ножной гончарный круг. Для орнаментации посуды гончары применяли сложные решетчатые штампы,
глину для своих изделий они отмачивали лучше. Городские "керамельники" значительно обогнали своих
деревенских сотоварищей и в отношении обжига посуды, производившегося в специальных горнах.
Ассортимент городских гончарных изделий был несравненно богаче, чем сельских. Археологические
раскопки дают много различных типов глиняной посуды, начиная от простого "горнца" и кончая амфорой.
Изготовлялись гончарами высокие кувшины, бочкообразные жбаны, миски, кринки, глиняные светильники в
виде цилиндра с блюдцеобразным расширением посередине.
Гончарами же изготовлялись и "голосники" – сосуды, входившие в кладку стен и сводов зданий и
служившие для акустических целей и облегчения веса сводов. Голосники внешне были похожи на кринки.