Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 41 стр.

UptoLike

Составители: 

Уже для кузнецов IX – X вв. можно отметить большое умение в изготовлении оружия и необычайную
тщательность его отделки. Гнездовские курганы (древний Смоленск) дают хорошо выкованные и
отшлифованные вещи. Деревенские кузнецы не могли достичь такого качества работы. В последующее время
городские кузнецы достигают виртуозного изготовления отдельных вещей, – кузнечное дело непосредственно
переходит уже в ювелирное.
Ассортимент железных вещей в городе значительно шире, чем в деревне: стремена, шпоры, принадлежности
обуви, путы с замком, плети, раскроечные ножи, скобели, струги, сверла, пилы, ножницы, скрепленные штифтом,
железные ларцы для ценностей, безмены, лодочные и щитные заклепки, кольчуги, шлемы, латы, мечи, сабли,
дротики, замки и ряд других вещей. Предметы эти распадаются на три группы: во-первых, вещи бытового
обихода горожан, во-вторых, инструменты городских ремесленников и, в-третьих, оружие.
Из первой группы особенно привлекают внимание замки. Большинство их цилиндрической формы с
выдвижной дужкой, заходящей одним концом в цилиндр, а другимв дополнительный прилив на цилиндре. Они
отпирались и запирались снизу при помощи ключей, подчас очень сложного рисунка. Изготовление таких замков
требовало большого мастерства.
Средневековые мечи делались из тонких полос, свариваемых вместе, из проволочных сильно прокованных
плетушек; эти железные полосы по краям оковывались сталью. Иногда сталью прослаивались железные полосы,
и все это вместе сваривалось ковкой при температуре красного каления. Лезвие клинка получало после такой
обработки своеобразный волнистый узор.
После горячей ковки сталь подвергалась закалке в воде или же в струе воздуха.
Драгоценнейшая часть имущества феодаластальное оружиемогло изготовляться русскими кузнецами. Русские шлемы склепывались из нескольких
широких железных клиньев железными же заклепками. Для прочности иногда на шлем наклепывалась полоса железа с ребристым выступом
посередине и своеобразным кружевным узором (Гнездово, конец IX в.). Шлемы украшались иногда золотой насечкой. Почти каждый шлем имеет так
называемую бармицу, т.е. кольчужную ткань, спускающуюся на плечи и предохраняющую шею от сабельных ударов и стрел. Такая бармица из мелких
железных колец могла быть сделана только для каждого определенного шлема. Кольчужные бармицы можно увидеть на шлемах от IX до XIII вв. Для
изготовления кольчуги требовалась кованая железная проволока и щипцы. Раскаленный кусок проволоки длиной в двачетыре сантиметра сгибался в
кольцо, зацеплялся за соседние, уже готовые кольца и затем зажимался щипцами. Если зажима было недостаточно для сварки, то на место сварки
наставлялся пуансон, по которому ударяли молотком.
Специализация кузнечного дела зашла в городе несравненно дальше, чем в деревне, где кузнец был
одновременно и ювелиром. В городе и само кузнечное дело распалось на несколько специальностей, и кузнецы
уже не занимались ни литьем, ни выработкой украшений другим способом. В городе ювелиры окончательно
отделились от кузнецов.
Подлинную виртуозность русские мастера проявили в обработке цветных и благородных металлов.
Русскими мастерами была освоена сложная техника зерни, скани, фигурного литья и, наконец, сложнейшая из
всехтехника перегородчатой эмали.
Одним из важнейших разделов городского ремесла была обработка меди. Медники составляли особую
группу ремесленников – "котельников", но работы из меди производились и другими мастерами. В городе
широко применялись изделия из кованой меди. Котлы, чаши, миски из тонких листов меди, специально
выкованных по определенному профилю, часто встречаются при раскопках в древнерусских городах. Медью
оковывались щиты еще в X в. Кровли зданий крыли, наряду со свинцом, местами кованой медью. Но основная
масса медных изделий в городе, как и в деревне, не выковывалась, а отливалась, и термин "котельное дело"
означал именно литье. Из меди лили колокола, паникадила, кресты, складни, подсвечники, гири весовые, боевые
гири, шестоперы, перекрестья для мечей, а в более раннее времяидолов, подвески к ожерелью, пряжки,
штампы для тиснения серебра, бубенчики, фибулы, зеркала, битки для игры в бабки, акваманилы (водолеи),
браслеты, колты, подвески и десятки иных предметов. Часть предметов отливалась в каменных литейных
формах, большая же часть отливалась с восковых моделей.
Помимо плоского литья литейщикам часто приходилось решать задачу создания объемных вещей, которые
невозможно было вынуть из формы, не разломав последней. В некоторых случаях для таких изделий создавали
сложную составную форму из нескольких частей, что, однако, неизбежно увеличивало количество литейных
швов, а тем самым ухудшало качество изделий. На помощь мастеру приходил так называемый способ
"потерянной формы", когда, изготовив восковую модель, обмазывали ее глиной со всех сторон, ожигали,
вытапливали воск, наливали металл и для получения вещи разламывали глиняную форму. Именно этим приемом
создан ряд бронзовых и серебряных фибул со звериными мордами, бронзовые подсвечники с такими же мордами
по бокам и ряд других предметов. Отсутствие литейных швов убеждает в том, что при изготовлении этих вещей
мог быть применен только указанный выше способ. Техника восковой модели тесно связана с работой на заказ,
так как этим способом создавались вещи-уникумы, единичные, неповторимые экземпляры. Работа на более
широкий сбыт требовала от ремесленника большей массовости продукции, что и приводило мастера к созданию
более долговечных шаблонов для своих изделий. Такими прочными шаблонами были каменные литейные
формы, во множестве находимые в старых городах. Материалом для форм служили песчаник, известняк,
жировик, розовый шифер.
Наряду с литьем металла широкое применение имели ковка и чеканка. Тонкая литая вещь очень хрупка,
тогда как ковка уплотняет металл, делает его более прочным и позволяет изготавливать большие, но тонкие