Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 39 стр.

UptoLike

Составители: 

К вещам, наиболее простым по изготовлению, нужно отнести ножи, обручи и дужки для ушатов, гвозди,
серпы, косы, долота, плужные ножи, кочедыги, медорезки, лопаты и сковороды. Все эти плоские предметы не
требовали специальных приемов и могли быть изготовлены и без подручного кузнеца.
Ко второй группе нужно отнести вещи, требующие сварки, например: цепи, дверные пробои, железные
кольца от поясов и от сбруи, удила, кресала, остроги. Сварка уже требовала больше ловкости от кузнеца, а иногда
и участия его помощника.
Следующим техническим приемом было применение зубила для разрубания железа. Этот прием мог быть
применен только при совместной работе обоих кузнецов, так как нужно было, во-первых, держать клещами
раскаленный кусок железа, что при небольших размерах тогдашних наковален было нелегко, во-вторых, –
держать и направлять зубило, и, в-третьих, – бить по зубилу молотом. Зубило применялось при выработке ушков
для ушатов, лемехов для сох, тесел, мотыг, жиковин (петель) дверей. При помощи пробойника пробивались
ножницы, клещи, ключи, лодочные заклепки, отверстия на копьях, оковка лопат и на пластинах клепаных котлов.
Наиболее сложно было изготовление топоров, копий, молотков и замков. Древние русские кузнецы изготовляли
иногда и винты, но делали их не нарезкой, а путем перекручивания четырехгранного стержня. Получавшиеся
винты значительно крепче сидели в дереве, чем обычные гвозди. Верхом кузнечного искусства являлись замки.
Работы с зубилом, с вкладышем, кручение железавсе это требовало участия двух кузнецов. Отсюда можно
сделать вывод, что в деревенских кузницах XI – XIII вв. работало, по всей вероятности, по два кузнеца, один в
качестве основного мастера, другойподручным.
Ювелирное дело. В курганах, наряду с железными изделиями, покойников сопровождает огромное
количество бронзовых, медных и серебряных украшений. На основании найденного материала можно сделать
заключение о существовании ремесленников-ювелиров.
Конечно, в больших городах древней Руси "кузнецы меди и серебру" давно уже отделились от "кузнецов
железу", но в деревнях и в маленьких окраинных городках функции ювелира выполнялись кузнецами.
Материалом для украшений служили медь, серебро и их различные сплавы; золота в деревенских курганах нет. В
более или менее чистом виде употреблялось только серебро. Медь же большей частью встречается в сплавах с
оловом или серебром. Изредка встречаются оловянные вещи. По внешнему виду древнерусские украшения из
сплавов делились на две группы: одна из нихэто подражающая по цвету золоту, втораяимитирующая
серебро.
В отношении получения цветных металлов русские златокузнецы находились в очень неблагоприятном
положении. Ни золота, ни серебра, ни меди в пределах тогдашних русских земель не быловсе эти металлы
ввозились из соседних стран.
Среди различных технических приемов древнерусских ювелиров на первое место нужно поставить литье.
Это наиболее старый прием, известный населению Восточной Европы еще с эпохи бронзы. Металл расплавляли в
глиняных тиглях при помощи мехов, повышавших температуру горна. Затем расплавленный металл черпали из
тиглей глиняной ложкой, носившей специальное наименование льячки. Льячку с металлом подогревали в
пламени, и затем жидкий металл наливали в литейную форму, все углубления которой должны были заполняться
металлом. Когда залитая форма остывала, из нее извлекали металлическое изделие, в точности повторяющее
форму. Литейные формы делались из мягких пород камня: известняка, песчаника, шифера. Внешний вид очень
многих литых вещей из древнерусских курганов XI – XIII вв. таков, что нельзя объяснить их отливку при помощи
названного выше приема. Многие вещи производят впечатление изготовленных штампом или путем
непосредственной обработки металла резцом.
При помощи различных видов литья древнерусские ювелиры изготовляли чрезвычайно много различных предметов украшения. Бытовых
хозяйственных вещей этим способом почти не делали. Исключение составляла только "блесна", блестящий бронзовый крючок для ловли рыбы.
На второе место после литья нужно поставить ковку и чеканку цветных металлов. Принципиальное отличие от ковки железа заключается в том, что
серебро, медь и их сплавы куются значительно легче, требуют меньшей температуры нагрева и легко поддаются даже холодной ковке. Расплющенное в
листы серебро (или медь) шло на различные поделки: венчики, пластинчатые браслеты, оковку шкатулок, ушки для прикрепления подвесок и т.д.
Ковкой изготовлялись некоторые виды шейных гривен, браслеты, наголовники, ромбо-щитковые височные кольца и др. Чеканка тонких металлических
листов применялась крайне редко. Чаще применялась чеканка специальными пуансонами. Помимо того, был употреблен узор в виде углубленных
пунктирных линий.
Третьим после литья и ковки важным разделом является производство проволоки. В древнерусских курганах
имеется много разнообразнейших поделок из медной или серебряной проволоки. В небольших количествах
проволока употреблялась не только для украшений, но и в быту. Проволокой обматывали черенки ножей; из
проволоки делали кольца, а также браслеты, перстни, височные кольца и целый ряд других украшений.
Существует два способа изготовления проволоки: кованая и тянутая проволока.
Подводя итог обзору техники древнерусских ювелиров, необходимо отметить большое разнообразие
технических приемов и знакомство мастеров со сложными способами изготовления вещей.
Гончарное дело. Среди курганных и городищенских материалов обильнее других предметов представлена
глиняная посуда.