ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Храмы, дворцы, деревянные дома и полуземлянки на окраинах стояли и в других русских городах, там же шумели торги, а в
праздники нарядные жители заполняли узкие улицы.
Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в русских селах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-
каменками в углу. Там люди настойчиво боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали,
охотились, оборонялись от "лихих" людей, а на юге – от кочевников, вновь и вновь отстраивали спаленные после вражеских
набегов деревянные жилища. Причем, нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и
стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли свою пряжу,
мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и
сказительниц былин, а с деревянных полатей, из дальних углов за ними с любопытством наблюдали глаза маленьких
русичей, чья жизнь, полная таких же забот и тревог, была еще впереди.
Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В искусстве резчиков с наибольшей полнотой проявлялись
русские народные традиции, представления русичей о прекрасном и изящном.
Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры – золотых и серебряных дел
мастера. Они делали браслеты, серьги, подвески, пряжки, диадемы, медальоны, отделывали золотом, серебром,
эмалью, драгоценными камнями утварь, посуду, оружие. С особенным старанием и любовью мастера-искусники
украшали оклады икон, а также книги. Примером может служить искусно отделанный кожей, ювелирными
украшениями оклад Евангелия, созданный по заказу киевского посадника Остромира во времена Ярослава
Мудрого, так называемое "Остромирово Евангелие".
До сих пор вызывают восхищение сделанные русским ремесленником серьги (ХI – ХП вв.), представляющие
кольца с полукруглыми щитами, к которым припаяны по шесть серебряных конусов с шариками и 500 колечками
диаметром 0,06 см из проволоки диаметром 0,02 см. На колечках закреплены крошечные зернышки серебра
диаметром 0,04 см. Как делали это люди, не располагая увеличительными приборами, представить себе трудно.
Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В "Слове о полку Игореве"
упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который "напускал" свои пальцы на живые струны, и они "сами
князьям славу рокотали". На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на
деревянных духовых и струнных инструментах – лютне и гуслях. Из летописных сообщений известен
талантливый певец Митус в Галиче. В некоторых церковных сочинениях, направленных против языческого
искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр.
Известно, что при дворе князя Владимира, при дворах других видных русских властелинов во время пиров
присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители на струнных инструментах.
И, конечно, важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор – песни, сказания, былины,
пословицы, поговорки, афоризмы, сказки. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие
черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест
похищали, "умыкали" (конечно, с их согласия), в более поздних, когда их выкупали, а в песнях уже
христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак.
Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой-богатырь – защитник народа.
Богатыри обладали огромной физической силой. Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось:
"Куда ни махнет, тут и улицы лежат, куда отвернет – с переулками". Одновременно это был очень миролюбивый
герой, который брался за оружие лишь тогда, когда другого выхода не было. Как правило, носителем такой
неуемной силы является выходец из народа, крестьянский сын. Народные богатыри обладали также огромной
чародейской силой, мудростью, хитростью. Так, богатырь Волхв Всеславич мог обернуться сизым соколом,
серым волком, мог стать и Туром – Золотые рога. Народная память сохранила образ богатырей, вышедших не
только из крестьянской среды. Были здесь и боярский сын Добрыня Никитич, и представитель духовенства –
хитрый и изворотливый Алеша Попович. Каждый из них обладал своим характером, своими особенностями, но
все они являлись как бы выразителями общих народных чаяний, дум, надежд.
И главной из них была защита народа от лютых врагов.
В былинных обобщенных образах врагов угадываются и реальные внешнеполитические противники Руси,
борьба с которыми глубоко вошла в сознание народа. Под именем Тугарина просматривается обобщенный образ
половцев с их ханом Тугорканом, борьба с которым заняла целый период в
истории Руси последней четверти XI
в. Под именем Жидовина выводится Хазария, государственной религией которой был иудаизм. Русские
былинные богатыри верно служили былинному же князю Владимиру. Его просьбы о защите Отечества они
выполняли, к ним он обращался в решающие часы. Непростыми сложились отношения богатырей и князя. Были
здесь и обиды, и непонимание. Но все они – и князь, и герои в конце концов, решали одно общее дело – дело
народа. Ученые показали, что под именем князя Владимира слился обобщенный образ и Владимира
Святославовича-воителя против печенегов, и Владимира Мономаха-защитника Руси от половцев, и облик других
князей – смелых, мудрых, хитрых. А в более древних былинах отражены легендарные времена борьбы восточных
славян с киммерийцами, сарматами, скифами, со всеми теми, кого степь столь щедро посылала на завоевание
восточнославянских земель. Это старые богатыри совсем древних времен и былины, повествующие о них, сродни
эпосу Гомера, эпосу других индоевропейских народов.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 35
- 36
- 37
- 38
- 39
- …
- следующая ›
- последняя »