Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 35 стр.

UptoLike

Составители: 

Особенно сильно светское направление проявилось в Ярославском зодчестве. Здесь особенное внимание
уделяли не воплощению религиозных идей, а богатству и пышности храмов, долженствовавших отразить
богатство их заказчиковкрупных купцов. Таков, например, возведенный в 1647 – 1650 гг. храм Ильи Пророка
близ берега реки Волги. Храм представляет собой пятиглавое здание, окруженное галереей; с запада к нему
примыкает шатровый придел. Замечательные цветовые контрасты отделки красным кирпичом на фоне белой
стены, которая, в свою очередь, была украшена зелеными, синими и желтыми изразцами. Объемы здания
разнообразны, колокольня богато украшена. В 1649 г. рядом с ним был построен другой пятиглавый храм. Они
были объединены в ансамбль великолепной шатровой колокольней, одним из лучших образцов такого рода
построек
XVII в. Многокрасочными изразцами, кирпичной отделкой, черепичным покрытием глав и кровель отличался
возведенный в 1665 – 1672 гг. храм Николы "Мокрого". В 1671 – 1687 гг. прихожанами была построена
грандиозная церковь Ивана Предтечи в Толочкове. Церковь в Толочкове является изумительным памятником
искусства народных мастеров-резчиков по дереву и кузнецов, живописцев и кирпичников, создавших прекрасные
формы фигурного кирпича. Рядом с пятнадцатиглавою церковью была возведена многоярусная колокольня.
Церковь Ивана Предтечи в Толочкове является выдающимся образцом посадской архитектурной культуры
второй половины XVII в.
Строгая церковная регламентация оказалась в конечном счете бессильной воспрепятствовать развитию
народного, светского начала в зодчестве. Как и в других сферах культуры, влияние религии и церкви в
зодчестве оказалось в XVII в. заметно подорванным. Последние два десятилетия XVII в., входящие уже в
следующий период развития русской культуры, ознаменовались новым, высоким подъемом зодчества,
воплотившемся в так называемом "Московском барокко" с его четкой композицией и ясно выраженным
вертикальным движением, которые сочетались с великолепным нарядом многоцветной декоративной
обработки здания. Это столетие характеризуется важнейшими изменениями во всех сферах общественной
жизни. Происходило действительное слияние всех древнерусских земель в единое целое, обусловленное
усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением,
концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Важным событием,
происшедшим в середине XVII в., было воссоединение русского и украинского народов.
В стране росло производство, возникли предпосылки для капиталистических отношений, усиливалась
эксплуатация широких трудящихся масс. Россия превратилась в многонациональное абсолютистское государство
с обширным бюрократическим аппаратом управления. Все это вызвало обострение классовой борьбы. Восстание
под руководством Ивана Болотникова и крестьянская война, возглавленная Степаном Разиным, показали мощь
народа. Протест против тирании светской и духовной власти породил различные идейные движения, в которых
проявлялось стремление избавиться от гнетущей опеки церкви и обосновать приоритет разума и здравого смысла
над ветшавшими догмами религии.
Это был сложный и противоречивый процесс, в котором наряду с рационалистическими тенденциями, с
призывом использовать богатый опыт Запада имели место тенденции консервативные, заявившие о себе с
особенной силой в "расколе".
XVII столетиепериод решительного столкновения исключающих друг друга художественных
устремлений. Эта противоречивость ярко выразилась в художественной практике. Руководство искусством было
централизовано, изменения в нем регламентировались властью. Архитекторы, живописцы, мастера других видов
искусства сосредоточились в Приказе каменных дел в Оружейной палате в Кремле. Последняя стала
своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. Для всех русских земель Москва была
непререкаемым авторитетом в области искусства.
С другой стороны, именно из Оружейной палаты исходили всякие новшества, именно в кремлевских
мастерских появились произведения, сводившие на нет строгую опеку и регламентацию. Здесь работали
украинские, белорусские, литовские, армянские мастера, нередко знакомые с искусством Запада, и иностранные
художники, получившие образование в Европе. Здесь развертывалась деятельность Симона Ушаковакрупного
русского живописца, стремившегося порвать с традициями древнего искусства. Наконец, здесь же возникла
школа русской гравюры, явившаяся связующим звеном с новой гравюрой следующего столетия.
Важные изменения претерпевало само религиозное содержание искусства. Искусство сохраняло
религиозный характер, но вместе с тем все более проникалось светским началом. Все усиливающийся интерес
художников к реальной жизни сообщал и архитектуре, и живописи, и произведениям прикладного искусства
черты необыкновенного жизнелюбия.
Одной из важных специфических черт искусства XVII в. является пронизывающая его подлинная стихия
декоративности.
В фантастически замысловатом узорочье выражается жизнерадостность, горячий интерес к окружающему.
Декоративность обнаруживается во всем: в оформлении содержании, в планировке монастырских ансамблей, в
своеобразии стенных росписей, напоминающих пестрый и веселый ковер, в изделиях прикладного искусства,
которые поражают богатством выдумки, и изощренности украшений и орнамента.