Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 34 стр.

UptoLike

Составители: 

предшествующим временем подъема городов, в высших слоях которых появились первые, пусть еще слабые,
элементы буржуазиикупечество. Влияние светской городской культуры на зодчество XVII в. было весьма
значительным, и оно объясняет сущность того развития, которое переживало зодчество. Следует иметь в
виду и другую сторонувлияние церкви стало подрываться, но оставалось все еще очень большим.
Поэтому тяжелой была борьба светских элементов в искусстве за свое существование и развитие.
По-прежнему подавляющее большинство построек не только в деревнях, но и в городах возводилось из
дерева. Каменные храмы и отдельные светские здания были в городах окружены морем деревянных
строений. Сооружение деревянных домов приобрело в XVII в. характер массового производствапо
свидетельству иностранцев, в Москве на Трубной площади продавались готовые срубы. Частые пожары,
среди которых были такие громадные, как пожар 1626 г., уничтоживший значительную часть Москвы,
опустошали города и села. Но взамен погибших деревянных строений быстро возводились новые. Веками
сложившееся искусство строительства из дерева достигло в XVII в. высокого технического и
художественного уровня.
Выдающимся произведением деревянного зодчества был знаменитый дворец в Коломенском,
построенный в 1667 –
1678 гг. под руководством плотничьего старосты Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова (в 1681 г.
частично построен Саввой Дементьевым). Дворец состоял из многих разнохарактерных построек, связанных
между собой переходами, и насчитывал 270 комнат с 3000 окон и оконцев. Издали он походил на целый
городок с башенками, чешуйчатыми крышами, крылечками с витыми колонками. Различные части дворца
были построены в индивидуальной манере, они были не похожи друг на друга. Разнообразны были объемы,
формы покрытий, декоративные приемы, и все это создавало замечательную живописность здания,
придавало ему столь излюбленный в русской художественной культуре сказочный характер. Дворец был
разобран в 1768 г.
В 1628 – 1653 гг. в Москве появилось еще одно выдающееся сооружение. Им стала построенная по
заказу выходца из Ярославля купца Григория Никитникова церковь Троицы в Никитниках.
Ее композиция ассимметрична и живописна, светское начало сильно выражено в архитектуре храма,
напоминающего боярский двор с разнохарактерными, но связанными единым замыслом постройками.
Декоративность убранства достигает здесь исключительного богатства. Профилированными поясками
перехваченные столбы, три яруса кокошников, арки с висячими гирьками, богато украшенный шатервсе
это придавало исключительную нарядность зданию.
Церковь в Никитниках оказала влияние на целый ряд построек в других городах, таких, как
Вознесенский храм в Битюге, построенный по заказу купца Никифора Ревякина в 1648 г., Троицкий храм в
Муроме (1642 – 1648 гг.).
Стремясь освободится от гнетущего аскетизма религиозного мировоззрения, зодчие усиленно
стремились к подчеркнутой декоративности и нарядности построек, придавая им жизнерадостный характер.
Декоративность проникла не только в церковное, но и в крепостное зодчество.
Суровые крепостные ансамбли уступают место нарядным и торжественным комплексам
оборонительных сооружений, богато украшенным.
"Обмирщение" зодчества вызвало реакцию со стороны церкви. Решительно и энергично попытался
восстановить строгие традиции церковного зодчества патриарх Никон. Эти действия Никона диктовались
стремлением не только восстановить авторитет церкви, но и усилить в целом ее значение; Никон выдвигал,
как известно, тезис о превосходстве церкви над светской властью. Среди средств возвышения церкви Никон
немалое значение придавал сооружению величественных, обладающих большой силой воздействия
культовых построек. Патриарх установил в 50-x гг. XVII в. новые, строгие правила церковного зодчества. Он
стремился вернуть монументальные, строгие формы древности, воспротивился шатровым постройкам,
выдвинув в качестве образца классическое пятиглавие, добивался строгой симметричности и стройности
зданий, осуждал стремление к "узорочью" декоративности.
Памятниками этого направления являются построенные в 1643 – 1655 гг. Д.Л. Охлебниным и Аверкием
Мокеевым Патриаршие палаты в Московском Кремле с большим Крестовым заломсводчатой палатой без
столпов, большие здания Земских приказов (80-е годы), царицыны палаты Саввино-Сторожевского
монастыря под Звенигородом (1650 – 1652 гг.), монументальный архиерейский дом в Суздале, выстроенный
в конце XVII в.
Как воплощение идеи о главенстве церкви был задуман крупный ансамбль построек ростовского
митрополичьего двора, так называемый Ростовский Кремль, возведенный ростовским митрополитом Ионой
Сысоновичем в 70-x гг. XVII в. Крепостная стена с башнями, охватившая постройки митрополичьего двора,
практически никакого военного знания в Ростове не могла иметь. Ее сооружение символизировало могущество и
силу церкви, воплощенную в традиционных формах крепостного зодчества. Характерно, что башни укреплений
были ниже, чем высокие главы церкви, что указывало на преимущество духовной церковной силы над светской.