ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Первоначальный ансамбль кремлевских построек был создан еще во второй четверти XIV в. Главное
культовое здание московских великих князей и митрополитов – Успенский собор – совсем обветшало. Соборные
своды подперли большими бревнами, чтобы они не рухнули. Но не только бедственное положение Успенского
собора определило решение Ивана III и митрополита Филиппа о постройке нового собора. В 1471 г. Иван III
вернулся в Москву после успешного похода против Новгорода. В борьбе с самым могучим своим противником
Москва одержала решающую победу. Совсем близким стало время объединения всех русских земель в "вотчине"
великого князя. Победа над Новгородом и должна была быть увековечена строительством в Москве нового
Успенского собора, который должен был превзойти своим величием древнюю Новгородскую Софию и воплотить
могущество объединяемого Москвой Русского государства. Кроме того, строительство собора должно было
укрепить положение церкви в государстве.
Митрополит Филипп не пожалел средств для строительства нового Успенского собора. Были дополнительно
обложены сборами церкви. Из чужеземного плена выкупили холопов-мастеров, знавших строительное дело.
Пригласили для руководства строительством В.Д. Ермолина и И.В. Ховрина, но между ними произошла какая-то
"пря", и Ермолин отказался участвовать в этом деле. Собор стали строить отец и сын Ховрины, которые
поручили непосредственную организацию дела мастерам Ивану Кривцову и Мышкину. Им было наказано
построить собор по образцу Успенского собора во Владимире. Мастера съездили во Владимир и весной 1472 г.
начали строить новый собор вокруг старого здания, потом старые стены разобрали и, спустя два года, подводили
новое здание уже под своды. Но однажды майским вечером 1474 г. недостроенное здание неожиданно
развалилось.
Великий князь послал за псковскими мастерами. Приехав в Москву, псковичи осмотрели развалившуюся
постройку и пришли к выводу, что причиной катастрофы явился плохой раствор извести, а также неудачный
расчет тяжести сводов, легших на облегченную северную стену с лестницей внутри. Сказалось длительное
отсутствие опыта в возведении крупных сооружений.
Несмотря на предложение великого князя, псковичи не взялись продолжать постройку. Пришлось искать
иноземного мастера, и отправлявшийся тогда в Венецию государев посол Семен Толбузин получил наказ:
привезти из Италии лучшего "муро-
ля" – мастера каменного дела.
В марте 1475 г. вместе с Толбузиным приехал в Москву знаменитый болонский инженер и архитектор
Аристотель Фиораванти, которому и было поручено строительство Успенского собора. Аристотелю было тогда
уже около 60 лет, и он имел большой опыт зодчества, военно-фортификационного искусства, литейного дела,
механики. Осмотрев развалины сооружения, он подтвердил мнение псковских мастеров. Затем он быстро и
остроумно разбил оставшиеся стены (ударами окованных железом дубовых брусьев, а также выборкой нижней
части стен, под которые подставили поленья, потом подожгли их, и стены рухнули.) и приступил к делу заново. В
селе Калитникове построили кирпичный завод и стали делать прочный кирпич. Показал Фиорованти и как делать
известь – такую, что наутро ее нельзя было отковырнуть даже ножом. Вырыли глубокие рвы для фундаментов,
заложив дно их дубовыми сваями. Толпы москвичей смотрели на необычные строительные приемы итальянского
мастера. Летописец особо отметил, что "хитрый" Аристотель все делал "в кружало" и "в правило", т.е.
пользовался циркулем и линейкой.
Заложив здание, Фиораванти отправился сначала во Владимир, а потом проехал через Ростов в Ярославль на
Север, в Утюг Великий. Возможно, что на обратном пути он побывал и в Новгороде. Таким образом, итальянский
мастер обстоятельно познакомился с традициями и приемами русского зодчества. Благодаря этому Аристотелю
удалось создать в Успенском соборе выдающееся произведение именно русского национального зодчества,
обогащенное некоторыми элементами итальянской архитектурной культуры эпохи Возрождения. Успенский
собор был закончен в 1479 г. Это великолепное сооружение явилось вместе с тем отнюдь не подражанием
владимирскому собору, а совершенно новым; самостоятельным произведением, превзошедшим
рекомендованный образец.
Сходство с Владимирским собором не выходит за рамки нескольких внешних элементов: оба храма имеют
по пять глав и украшены аркатурным поясом по стенам. Но во владимирском соборе – 14 столпов, а московский
стоит на 6 столпах, причем четыре из них Аристотель сделал не квадратными, как обычно в русских постройках,
а круглыми. Вместо трех апсид алтарной части владимирского собора в московском Фиораванти устроил пять
апсид, спрятав их за мощные угловые пилястры. Четыре прясла стены завершены спокойными полукружиями.
Тот же круговой ритм воплощен в мощных, симметрично расположенных барабанах пяти куполов. Массивные,
гладкие стены лишены украшений. Все здание проникнуто как бы торжественной величавостью и вместе с тем
очень четким, строгим ритмом. Здесь нет ни внешней пышности, ни бьющей в глаза нарядной декоративности.
Государственная сила и строгость нашли превосходное воплощение в четких формах Успенского собора. Такое
же внушительное впечатление производил Успенский собор и внутри, с его очень свободными в сравнении с
другими постройками XV в., внутренним пространством. Высокая строительная техника позволила Аристотелю
увеличить внутренний объем собора за счет прочных, но и необычайно тонких стен и столпов.
В 1514 – 1515 гг., собор был расписан фресками и приобрел нарядный вид. Стенопись была "вельми чудно и
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 30
- 31
- 32
- 33
- 34
- …
- следующая ›
- последняя »