Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 30 стр.

UptoLike

Составители: 

Позднее складывалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи,
реальность изображения, доступность. От XII в. до нас дошли замечательные творения новгородских
живописцев: икона "Ангел Златые власы", где при всей византийской условности облика Ангела чувствуется
трепетная и красивая человеческая душа. На иконе "Спас Нерукотворный" (также XII в.) Христос со своим
выразительным изломом бровей предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода. В иконе
"Успение Богородицы" в лицах апостолов запечатлена вся скорбь утраты. И таких шедевров новгородская земля
дала немало. Достаточно вспомнить, например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода
(1198).
Широкое распространение иконописной, фресковой живописи было характерно и для Чернигова, Ростова,
Суздаля, позднее Владимира-на-Клязьме, где замечательные фрески, изображающие "Страшный суд", украшали
Дмитровский собор.
В начале XIII в. прославилась ярославская школа иконописи. В монастырях и церквах Ярославля было
написано немало превосходных иконописных произведений. Особенно известна среди них так называемая
"Ярославская Оранта", изображавшая Богородицу. Ее прообразом стало мозаичное изображение Богородицы в
Софийском соборе в Киеве работы греческих мастеров, изобразивших суровую властную женщину,
простирающую руки над человечеством. Ярославские же искусники сделали облик Богородицы теплее,
человечнее. Это прежде всего мать-заступница, несущая людям помощь и сострадание.
На протяжении долгих веков истории Руси там постоянно развивалось, совершенствовалось искусство
резьбы по дереву, позднеепо камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ
горожан и крестьян, деревянных храмов.
Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси, особенно времен Андрея Боголюбского и Всеволода
Большое Гнездо, ярко выраженная в украшениях дворцов, соборов, стала примечательной чертой древнего
русского искусства вообще.
Как и другим областям культуры, русскому зодчеству и живописи был нанесен тяжелый удар монголо-
татарским нашествием, однако по мере того как восстанавливалась жизнь в русских землях, оживали и получали
новое развитие вековые художественные традиции.
В различных городах Руси в XIV – XV вв. возобновлялось каменное строительство, происходила
реставрация старых памятников, однако ни Суздаль, ни Ростов, ни Владимир, ни Нижний Новгород, ни Рязань не
стали ведущими центрами развития искусства в XIV – XV вв; более того, произведения зодчества и живописи,
созданные там, характеризуются архаичными чертами.
Тверь была первым городом Северо-Восточной Руси, где после монголо-татарского нашествия снова
началось каменное строительство (главный тверской храм Спаса-Преображения в 1285 – 1290 гг.). Тверской
собор был построен в стиле установившейся во владимиро-суздальском зодчестве традиции. Это был
шестистолпный, крестово-купольный храм, украшенный белокаменными рельефами, медными дверьми,
майоликовым полом. Но каменное строительство в Твери в XIV в. не было значительным: была построена еще
одна каменная церковь в
1323 г., а потом разгром Твери после восстания 1327 г. надолго ослабил ее, и лишь в конце XIV в. наступил
новый подъем строительной деятельности, продолжавшейся и в первой половине XV в. Сохранилась построенная
во второй четверти XV в. церковь Рождества Богородицы в селе Городне на Волгенебольшой
четырехстолпный храм на высоком подклете.
Новгородские строители перешли от кладки, чередовавшей слои камня и кирпича, к кладке из грубо
отесанной известняковой плиты, с использованием валунов и частично кирпича. Это придавало стенам
новгородских сооружений неровную, волнистую поверхность и мешало их геометрической четкости и строгости,
еще более усиливая впечатление грубоватой силы и мощи. Новгородские постройки XIV – XV вв., как правило,
невелики по своим размерам. На смену монументальным, величественным зданиям XI – XII вв. типа Софии,
соборов Юрьева и Антониева монастыря, строившихся богатой княжеской властью, пришли небольшие
сооружения, возводившиеся на средства отдельных бояр, купеческих объединений и городских "концов".
Изменение объемов зданий повело за собой и выработку новых приемов их художественного и строительно-
технического решения.
Одним из классических памятников новгородского зодчества является построенная по заказу посадника
Семена Андреевича в 1360 – 1361 гг. на Торговой стороне церковь Федора Стратилата.
Четырехстолпный одноглавый храм был вместе с тем и хозяйственным помещением: в нем были устроены
тайники и камеры для хранения ценностей. Нарядно внешнее убранство храма. Сейчас он имеет восьмискатное
покрытие, но в древности, по-видимому, оно было трехлопастным. Строители церкви Федора Стратилата
вернулись к членению фасадов лопатками, барабан украшен полосками арочек, треугольников, вдоль апсиды
спущены валики, соединенные арками, на фасадах много различных украшений над окнами и порталами. В этом
ярко сказалось новое в новгородском стиле второй половины XIV в. – стремление к нарядному, декоративному