Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 28 стр.

UptoLike

Составители: 

XVII в. Из гравюр, выполненных на медных досках, особенный интерес представляет гравюра "Семь
смертных грехов", в которой Ушаков обнаруживает редкое для того времени знание форм человеческого
тела. Художник изобразил обнаженную фигуру грешника с повязкой на глазах и цепями на руках и ногах. На
согнутой спине его сидит верхом дьявол с уздой и бичом в руках; через спину грешника переброшены два
связанных лукошка с животными и птицами, олицетворяющими смертные грехи (собака, змея, козел, медведь,
лягушка и лев). Сзади стоит павлин с распущенным хвостом (гордость). Все изображения свидетельствуют о
довольно верной передаче натуры. Фигура грешника дана в смелом и сложном ракурсе. Формы и мускулы ног,
рук и спины переданы довольно правдиво. Точно и живо изображены звери и птицы. Симон Ушаков был
художником-новатором. Его искусство проложило путь для развития нового реалистического искусства.
Наибольший интерес представляли портретные работы Ушакова, не сохранившиеся до наших дней, так же как и
многие другие парсуны второй половины XVII в.
Из второстепенных парсун, случайно уцелевших и дошедших до нас в не очень хорошем состоянии, можно
указать парсуну царя Федора Ивановича и парсуну князя Репнина. Первая парсуна копирует прижизненный
портрет Федора Ивановича, умершего в 1598 г. Она выполнена на доске иконописной техникой и изображает
Федора Ивановича в золотом нимбе, как святого. Но лицо его отличается резко выраженными индивидуальными
чертами и хорошо передает характер слабоумного царя (парсуна эта, по-видимому, копирует портрет конца XVI
в.)
Портрет князя Репнина выполнен масляными красками на холсте, в новой технике, которую постепенно
осваивали русские художники. В портрете переданы индивидуальные черты внешнего облика боярина и его
богатая одежда. Он изображен в величественной, статичной позе. В этой парсуне попытка передать облик модели
с натуры сочетается с иконописной трактовкой композиции, с жесткостью рисунка и сухостью живописи.
Замечательным иконописецем Древней Руси был Прокопий Иванович Чирин (умер около середины XVII в.),
русский живописец Строгановской школы, в 1620 г. царский жалованный живописец, мастер Оружейного
приказа. Для произведений Чирина характерна изысканность несколько темного, выдержанного в одном тоне
колорита, ювелирная тщательность письма: иконы "Никита", "Иоанн Воин", (начало XVII в., Русский музей, С.
Петербург), "Богоматерь Тихвинская" (конец XVI – начало XVII вв. Третьяковская Галерея).
Большой интерес представляет парсуна Якова Тургенева начала 90-х XVII в. работы неизвестного мастера,
создавшего уже индивидуальную, с чертами психологизма, характеристику пожилого человека с печальными
глазами, изображенного плоскостно и фронтально. Этот портрет представляет новый шаг в развитии русской
портретной живописи, достигшей в первой четверти XVII в. высокого уровня в работах А. Матвеева и И.
Никитина, произведения которых можно поставить в один уровень с лучшими образцами западноевропейского
портрета XVII в.
Накопление светских и реалистических моментов в живописи Древней Руси привело к новому качеству, к
рождению светского реалистического искусства в первой четверти XVII в.
зодчество древней руси
едаром говорят, что архитектураэто душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится с некоторой
поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, ее языческие молельни, крепости,
терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, как и народы, жившие рядом с восточными
славянами, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных
сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то
архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Подобного перехода не знала Западная Европа,
издревле строившая и храмы, и жилища из камня. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились
до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних
описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры были характерны многоярусность строений,
увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек-клетей, переходов, сеней. Затейливая
художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Эта традиция
живет и до настоящей поры.
Мир Византии, мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции: Русь восприняла
сооружение церквей по образцу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами,
составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют
архитектурный крест. Но этот образец греческие мастера, прибывавшие на Русь начиная со времени Владимира,
а также работающие с ними русские умельцы, применяли к традициям русской деревянной архитектуры,
привычной для русского глаза и милой сердцу. Если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь
конца Х в., были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то
Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на основу крестово-
Н