ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
младенцем на коленях, и в центральной части "Страшного суда", и на западной стене, в композиции "Деисус"
как заступница за человеческий род, умоляющая о милости и снисхождения.
Во фреске "Покров Богоматери" особенно ярко выражена идея заступничества Марии за людей, идея
сострадания и посредничества между людьми и небесными силами. Богоматерь выступает в ней как
покровительница Русской земли.
Торжественна и празднична композиция "О тебе радуется", в которой ангелы и святые прославляют
Марию. Наряду с композициями, посвященными богоматери, в соборе Ферапонтова монастыря
представлены и сцены из жизни Христа. В этой группе выделяется ритмичная композиция "Брак в Кане",
построенная по овалу. На первом плане размещены странные удлиненные фигуры с изящно склоненными
головами, узкими и покатыми плечами. Формы и линии плоско трактованных зданий на втором плане
ритмически повторяют очертания человеческих фигур, играя роль своеобразного компонента. В композициях
Дионисия все подчинено образу человека, а архитектура, несмотря на значительное место, ею занимаемое,
играет второстепенную роль. Типы лиц отличаются мягкостью выражения, но они недостаточно
эмоциональны и лишены в большинстве случаев черт психологизма, национальных и индивидуальных
особенностей, так отчетливо выраженных в творчестве А. Рублева.
К работам Дионисия некоторые исследователи относят небольшую икону "Шестиднев", выполненную с
тонким, блестящим мастерством. В центре иконы изображен "Деисус" – Христос, Мария, Иоанн Предтеча и
ангелы в сверкающих белых одеждах; под ними в полуовальных арках легкие странные фигуры святых и
проповедников, также в белых одеждах, на розовых, светло-желтых, голубых и светло-зеленых фонах. Вверху
размещены шесть евангельских сцен.
В этой иконе художник создал прекрасные образы, полные радостного волнения.
Дионисий умер в начале XVI в., вскоре после окончания стенописи Ферапонтова монастыря. Он оставил
целую школу мастеров живописи, которые продолжали его традиции в течение двух первых десятилетий XVI в.
Наиболее знаменитыми из них были сыновья Дионисия – Феодосий и Владимир. Из работ Феодосия сохранились
миниатюры "Евангелия" 1507 г. (в Санкт-Петрбургской Публичной библиотеке) и недавно расчищенные фрески
Благовещенского собора 1508 г. (к сожалению, сохранившиеся плохо и почти утратившие цвет). Работы учеников
хранятся в Государственной Третьяковской галерее и в Государственном Русском музее.
Дионисий работал в один из замечательных периодов истории русского народа, когда русское
государство складывалось в могущественное и единое целое и начинался процесс образования общерусской
культуры. Лучшие работы Дионисия, проникнутые светлой радостью, выражали мечты и надежды русского
народа. Однако в некоторых его произведениях, выполненных по заказу великого князя и крупных
церковных деятелей, есть черты официальной торжественности, манерности и изысканности; в его
творчестве есть черты противоречивости и двойственности; в его живописи уже нет эпической цельности и
глубины, свойственных искусству Рублева.
Крупнейшим мастером живописи XVII в. был иконописец Пимен, Федоров сын, по прозванию Симон
Ушаков, (1626 –
1686 гг.). Симон Ушаков, уроженец Москвы, в 1648 г. был принят жалованным иконописцем в Оружейную
палату, которая в
XVII в. была крупнейшим художественным центром в Московском государстве.
Роль Симона Ушакова в создании русского художественного стиля XVII в. была очень велика, так как он в
течение 38 лет сам работал в Оружейной палате и долго руководил ее мастерами. Симон Ушаков уделял много
времени педагогической работе и интересовался ею; он собирался создать гравированную азбуку рисования,
состоящую из анатомических рисунков. До нас эта азбука не дошла, но, возможно, что некоторые изображения
лицевого букваря Кариона Истомина, выгравированные мастером Серебряной палаты Леонтием Буниным,
являются частями азбуки Симона Ушакова.
В средние века мастера передавали свои навыки и секреты замкнутому кругу учеников. Иначе поступал
Симон Ушаков, который стремился сделать общедоступными свои знания и опыт, положить начало новой
системе художественного обучения, которая получила развитие в XVII в.
Симон Ушаков жил в период борьбы старых, патриархальных церковных воззрений с новыми, светскими
реалистическими тенденциями. В области живописи также шли горячие споры сторонников старых икон, с
темными аскетическими лицами святых, со сторонниками новой, более реалистической живописи, в которой
лица святых были похожи на живые человеческие лица. Более ярко и последовательно сформулировал новую
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- …
- следующая ›
- последняя »