ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
эстетическую теорию Симон Ушаков, написавший трактат "Слово к любителям иконописания." Из всех искусств
он выше всего ставит живопись, ибо ее изображению доступны все явления природы – она оживляет мертвых,
напоминает о прошедших делах и т.д. Ушаков выражает широкие взгляды на искусство и его общественное
значение, сравнивает живопись с зеркалом, обладающим способностью отражать жизнь такой, какой она есть на
самом деле. Эти высказывания свидетельствуют о реалистических устремлениях мастера, порывающего со
средневековым художественным мировоззрением.
Творческая практика Симона Ушакова частично отразила его теоретические взгляды, которые, однако, далеко
опередили ее.
Он одним из первых стал подписывать и датировать свои произведения, иногда сообщая интересные
сведения о себе. Лучшие его иконы написаны для церкви Грузинской богоматери в Китай-городе по заказу
богатых купцов Никитниковых для московских и подмосковных монастырей (Троице-Сергиева, Новодевичьего,
Донского) и церквей. Его произведения украшали храмы и дворцы Кремля. Из стенописей С. Ушакова
сохранились фрески церкви Грузинской богоматери 1653 г. Написанные им фрески Теремного дворца и
реставрированные им же фрески Золотой и Грановитой палат не сохранились до наших дней, также как живопись
по холсту, украшавшая коломенский дворец, выполненная под руководством С. Ушакова.
Из ранних икон С. Ушакова наиболее известна икона "Великий архиерей", (голова Христа в архиерейской
митре) 1657 г. из Грузинской церкви. В изображении лица Христа наблюдаются особенности, не встречающиеся
в более ранних произведениях иконописи.
Об интересе Ушакова к изображению человеческого лица свидетельствует другая икона Грузинской церкви
– "Благовещение" 1659 г., окруженная мелкими сценами акафиста, написанная тремя мастерами: Яковом
Казанцем, Гавриилом Кондратьевым и Симоном Ушаковым, который писал только лица, о чем свидетельствует
надпись на иконе. По своему стилю эта икона относится целиком к первой половине XVII в. Скалистые пейзажи
и фантастические нагромождения архитектуры, миниатюрные фигурки людей, яркие краски и золото – все
напоминает иконы "строгановских" мастеров. В 1668 г. С. Ушаков написал аллегорическую композицию "Древо
государства российского" (Г.Т.Г.). На иконе изображены Кремль и Успенский собор, у основания которого стоят
Иван Калита, "собиратель русской земли", и митрополит Петр, сажающие "древо" государства российского. На
ветвях древа в круглых медальонах изображены различные деятели московского государства – князья, цари и
патриархи. Внизу, на кремлевской стене стоят слева царь Алексей Михайлович, справа – царица Мария
Ильинична с царевичами Алексеем и Федором. В центре древа, в овале изображена покровительница Москвы и
Московского государства – Владимирская богоматерь. Образ богоматери, созданный Семеном Ушаковым, не
является повторением древней иконы. Ее округлое лицо, нежный цвет розоватых щек и полные губы носят черты
жизненности и обаяния. Наиболее реалистичны портретные изображения Алексея Михайловича и членов его
семьи. Основная идея произведения – возвышение и прославление Русского государства и его исторических
деятелей.
С. Ушаков неоднократно вводил портретные изображения в свои иконы. В небольшую икону архангела
Михаила 1676 г. (ГТГ) художник ввел очень жизненную фигуру молящегося человека в обычном одеянии
простолюдина, возможно, заказчика и владельца иконы. Исторические свидетельства говорят о том, что С.
Ушаков писал настоящие портреты, "парсуны" (от слова – персона) масляными красками на холсте. В 1669 и
1682 гг. Ушаков написал три портрета царя Алексея Михайловича, в 1685 г. – портрет царя Федора Алексеевича.
К сожалению, ни одного из этих портретов не сохранились до наших дней.
Из иконописных работ С. Ушакова необходимо отметить ряд изображений "нерукотворного Спаса", в
которых художника больше всего интересует естественность и материальность передачи человеческого лица, и
"Троицу" 1671 г., выполненную по заказу греческого купца. В этой иконе ярче всего отражена борьба старого и
нового в творчестве Ушакова. Со старыми традициями связано композиционное построение иконы, повторяющее
в несколько измененном виде композицию А. Рублева, жесткие складки ангелов, золотые пробелы, применение
обратной перспективы в деталях. Новые черты выражены в большей материальности фигур, особенно лиц
ангелов – полных, округлых и светлых по окраске, в богатом натюрморте на столе, довольно правдиво
передающем формы сосудов XVII в., овощи и так далее. Наибольший интерес представляет трактовка заднего
плана с могучим деревом, напоминающим вяз, горкой и портиком итальянского типа, изображенным в
правильной линейной перспективе. Этот портик взят с картины Веронезе, которую Ушаков знал по гравюре
(западные гравюры были хорошо известны мастерам Оружейной палаты).
В 1680 г. Ушаков написал икону "Тайная вечеря" (для Троице-Сергиева монастыря), в которой дана
интересная попытка передать интерьер с применением линейной перспективы, довольно свободная группировка
апостолов вокруг стола, более разнообразная трактовка их лиц (особенно выразителен образ Иуды).
Ушаков работал не только в области стенописи, иконописи и портретной живописи (масло, холст). Он
известен также как гравер и рисовальщик, с рисунков которого делали гравюры другие мастера второй половины
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 25
- 26
- 27
- 28
- 29
- …
- следующая ›
- последняя »