ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
купольного храма были поставлены тринадцать веселых глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида
Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества.
Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что
строительство – это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне –
константинопольскому Софийскому собору. В XI в. выросли Софийские соборы в других крупных центрах Руси
– Новгороде, Полоцке, и каждый из них претендовал на свой, независимый от Киева престол, как и Чернигов, где
был сооружен монументальный Спасо-Преображенский собор. По всей Руси были построены монументальные
многокупольные храмы с толстыми стенами, маленькими оконцами – свидетельства мощи и красоты.
В XII в., по образному выражению одного искусствоведа, по всей Руси прошагали русские однокупольные
храмы-богатыри, сменившие прежние пирамиды. Купол возносился вверх на мощном, массивном квадрате.
Таким стал Дмитровский собор во Владимире-на-Клязьме, собор святого Георгия в Юрьеве-Польском.
Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея Боголюбского во Владимире-на-Клязьме.
С его именем связаны постройка Успенского собора во Владимире, красиво расположенного на крутом берегу
Клязьмы, белокаменного дворца в селе Боголюбове, Золотых ворот во Владимире – мощного белокаменного
куба, увенчанного златоглавой церковью. При нем же было создано чудо русской архитектуры – храм Покрова на
Нерли. Князь построил эту церковь неподалеку от своих палат после кончины любимого сына Изяслава.
Небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня, в которой гармонично сочетались скромная красота
природы, тихая грусть, просветленная созерцательность архитектурных линий.
Брат Андрея – Всеволод продолжает строительную деятельность. Его мастера оставили потомству
замечательный Дмитровский собор во Владимире – величественный и скромный.
Одновременно строились храмы в Новгороде и Смоленске, Чернигове и Галиче, Пскове и Новгороде-
Волынском, закладывались новые крепости, сооружались каменные дворцы, палаты богатых людей. Характерной
чертой русской архитектуры тех десятилетий стала украшающая сооружения резьба по камню. Удивительное это
искусство мы видим на стенах соборов во Владимиро-Суздальской Руси, Новгороде, других русских городах.
Другой чертой, роднящей всю русскую архитектуру той поры, стало органическое сочетание архитектурных
сооружений с природным ландшафтом. Посмотрите, как поставлены и доныне стоят русские церкви, и вы
поймете, о чем идет речь.
Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов,
духов. Живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем
изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли
племенных вождей, развлекали простой народ.
Христианская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иное содержание. Церковное искусство
подчинено высшей цели – воспеть Бога, подвиги апостолов, святых, деятелей церкви. Если в языческом
искусстве плоть торжествовала над духом и утверждалось все земное, олицетворяющее природу, то церковное
искусство воспевало победу духа над плотью, утверждало высокие подвиги человеческой души ради
нравственных принципов христианства. В византийском искусстве, считавшемся в те времена самым
совершенным в мире, это нашло выражение в том, что и живопись, и музыка, и искусство ваяния создавались, в
основном, по церковным канонам, где отсекалось все, что противоречило этим высшим христианским
принципам. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаика, фреска), возвышенность греческих
церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся местом молитвенного общения людей, – все это было
свойственно византийскому искусству.
Перенесенное на русскую почву, это каноническое по содержанию, блестящее по своему исполнению
искусство Византии столкнулось с языческим мировосприятием восточных славян, с их радостным культом
природы – солнца, весны, света, с их вполне земными представлениями о добре и зле, о грехах и добродетелях. И
с первых же лет перенесения византийского церковного искусства на Русь оно испытывало на себе всю мощь
русской народной культуры и народных эстетических представлений.
Уже в XI в. строгая аскетическая манера византийской иконописи превращалась под кистью русских
художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты условного иконописного
лика. В это время прославился печорский монах-живописец Алимпий, про которого современники говорили, что
иконописание было главным средством его существования. Но заработанные средства он тратил весьма
своеобразно: на одну часть покупал все, что было необходимо для его ремесла, другую отдавал беднякам, а
третью жертвовал в Печерский монастырь.
Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Фрески Софийского собора в Киеве
показывают манеру письма здешних греческих и русских мастеров, их приверженность человеческому теплу,
цельности и простоте. На стенах собора мы видим и изображения святых, и семью Ярослава Мудрого, и
изображения русских скоморохов, и животных. Прекрасная иконописная, фресковая, мозаичная живопись
наполняла и другие храмы Киева. Известны своей большой художественной силой мозаики Михайловского
Златоверховского монастыря с их изображением апостолов, святых, которые потеряли свою византийскую
суровость; лики их стали более мягкими, округлыми.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 27
- 28
- 29
- 30
- 31
- …
- следующая ›
- последняя »