Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 31 стр.

UptoLike

Составители: 

убранству постройки. Еще более отчетливо это стремление проявилось в церкви Спаса на Ильиной улице,
построенной в 1374 г. Здесь декоративная обработка фасадов и апсид еще более разнообразная и богатая, даже
разрушающая конструктивную строгость и лаконичность форм. Позднейшие постройки уже избегают такой
обильной декоративности, возвращаясь к старым строгим формам или даже совсем отказываясь от украшений,
как, например, в церкви Рождества на кладбище (1381 г.). В дальнейшем новгородском зодчестве еще более стало
усиливаться стремление к сохранению и повторению прежних образов.
Одним из ярких памятников новгородского зодчества начала XV в. является реставрированная в конце XX в.
церковь Петра и Павла в Кожевниках с интересным орнаментом, подражающая храму Федора Стратилата.
Подражание памятникам древности сказалось в следовании образам не только XIV в. но и более раннего
времени. Таково, например, возведенное в 1454 г. новое здание церкви Иоана Предтечи на Опоках, центра
знаменитой новгородской купеческой корпорации "Ивановского ста" – вместо разрушенного здания постройки
1127 – 1130 г.
Своеобразное место в русском зодчестве XIV – XV вв. занимает Псков. В Пскове был возведен во второй
половине XV в. самый большой Кремль, стены которого протянулись на девять километров. Вторая половина
XIV и XV вв. были временем весьма интересного каменного строительства в Пскове, многие сооружения
сохранились до нашего времени. В 1365 – 1367 гг. был заново выстроен главный псковский храм Троицы. Ставя
этот храм "на старой основе"; псковские мастера внесли много нового в традиционную схему крестово-купольной
церкви. Особенно переработана была верхняя часть сооружения, которой был придан динамический ритм по мере
приближения к барабану.
Крупнейшей постройкой XIV в. был Успенский собор в Коломнегороде, которому московские князья
придавали исключительно важное значение как стратегическому центру на путях борьбы против монголо-
татарского нашествия. Сохранив формы владимирского зодчества, московские мастера придали коломенскому
храму торжественный и величественный вид.
Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества является Успенский собор в
Звенигороде (около
1420 г.), собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде (после 1420 г.) и Троицкий собор Троице-
Сергиева монастыря в Загорске (1422 г.) . Эти московские сооружения следуют образцам владимирских зданий
XII в. – церкви Покрова на Нерли и Дмитриевскому собору во Владимире. Как и названные сооружения,
древнейшие московские памятники представляют собой крестово-купольные одноглавые церкви с тремя
апсидами, доходившими почти до верха куба, но выполнены они с меньшим декоративным убранством, чем
владимирские храмы. Нет ни резных каменных барельефов, ни архитектурно-колончатых поясков. Убранство
московских храмов скромнее, но в нем появились новые мотивыкилевидные арочки и "дыньки" в порталах,
ставшие характерной особенностью московского зодчества. Очертания храмов, особенно монастырских, более
приземисты и суровы, чем изящные и стройные формы владимирских построек. В соборе Спасо-Андронникова
монастыря (около 1427 г.) традиционный владимирский "куб" стал нарушаться за счет возвышения средних
сводов над боковыми, что придавало более динамичное движение зданию вверх, к барабану, поставленному на
квадратный постамент.
Зодчество XV – XVI вв. С конца XV столетия в развитии русского зодчества, как и в истории культуры,
определился новый этап, обусловленный крупными переменами, которые произошли в жизни русских земель.
Объединение страны в единое государство и прогрессирующее укрепление его силы, свержение монголо-
татарского ига и рост международного значения и международных связей России, усиление общения с западно-
европейской культурой, наконец, значительное увеличение материальных средств государства, развитие
городского ремесла- все это создавало новые материальные и идейные условия развития зодчества.
Подъем строительной деятельности выразился не только в довольно значительных реставрационных
работах, но и в сооружении новых каменных зданий, в расширении масштабов каменного строительства. Здесь
начинается проникновение каменного строительства в некультовые постройки.
Возводились не только храмы, но и монастырские трапезные, и палаты знати. Характерным новшеством
конца XV в. стало распространение кирпича и терракоты. Традиционное белокаменное строительство уступало
место кирпичной кладке, только фундаменты обычно строились из камня. Производство кирпича приобрело
сравнительно широкий размах и открыло новые технические и художественные возможности для зодчих. Одним
из интересных памятников светского каменного зодчества конца XV в. является дворец в Угличе, сложенный из
кирпича и богато украшенный узорной кирпичной кладкой в верхней части фронтонов.
В 1476 г. в Троице-Сергиевом монастыре была возведена Троицкая церковь, ныне называющаяся Духовской.
В ней соединились некоторые характерные приемы московского и псковского зодчества. Идущие от московских
приемов килевидные закомары и перспективные порталы сочетаются с аркой-звонницей под барабаном,
связанной по типу с характерными псковскими звонницами XV в. Сочетает различные приемы и построенный в
90-х гг. XV в. в собор Ферапонтова монастыря на Белоозере.