ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
всякой лепоты исполнена". Современники с восторгом отзывались об Успенском соборе: "Бысть же та церковь
чудна вельми величеством, и высотою, и светлостью, и звоностию, и пространством, такова же прежде того не
бывала в Руси, опроче Владимирскиа церкви, а мастер Аристотель".
Успенский собор стал не только главным сооружением великолепной Москвы, но и классическим образцом
монументального церковного зодчества XVI в. Пятиглавие московского Успенского собора, его основные формы
и пропорции многократно повторились в различных вариантах в соборах того времени.
Возможно, что в выработке планов перестройки Кремля принял участие Аристотель Фиораванти. Вскоре из
Италии приехали еще специалисты-строители: Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, два Алевиза и др. В 1485
г. началось сооружение новых стен Кремля, закончившееся лишь в 1516 г.
Сначала укрепили южную сторону Кремля. Антон Фрязин построил проездную башню с тайником для
убывания воды (Тайнинскую). В 1487 г. Марко Руффо начал строительство Беклемишевской башни в юго-
восточном углу Кремля, в 1488 г. в юго-западном углу Антон Фрязин поставил Свибловскую башню.
Построенные башни соединили несколько изломанной по линии стеной с меньшими стрельницами, и южная
часть города, выходившая к Москве-реке, была укреплена. Затем стали строить другие башни и стены. Пьетро
Солари поставил в 1490 г. с западной стороны Кремля башню у Боровицких и с восточной стороны – башню у
Константиноеленинских ворот и вывел стену от Свибловской до Боровицкой башни. В 1491 г. он вместе с Марко
Руффо заложил на восточной стороне новую Фроловскую (ныне Спасскую) башню, разобрав постройку В.Д.
Ермолина с барельефами, и Никольскую башню. Тогда же на Спасских воротах была помещена сохранившаяся
до сих пор надпись на русском и латинском языках: "Иоанн Васильевич, божей милостию великий князь
Владимирский, Московский, Новгородский, Тверской, Псковский, Вятский, Угорский, Пермский, Болгарский, и
иных и всея России государь в лето 30 государствования своего сии башни повелел построить, а делал Петр
Антоний Соларий, Медиоланец, в лето от воплощения Господня 1492 г."
Также Соларий поставил круглую Собакину (ныне Арсенальную) башню, в основании которой с большим
искусством заключен был обильный родник. Солари вскоре умер, но строительство стен продолжалось
Алевизом-миланцем.
Теперь стали укреплять берег вдоль реки Неглинной и в целях противопожарной безопасности снесли с этой
стороны все дворы. В 1495г. была заложена последняя, Троицкая, башня.
В 1505 – 1509 гг., уже при Василии III, Алевиз построил усыпальницу великих князей – Архангельский
собор. В противовес строгому виду Успенского собора Архангельский собор внешне очень наряден и
декоративен и даже мало походит на храм. Во внешнем облике Архангельского собора многое взято от приемов
зодчества итальянского Возрождения, но внутренняя основа собора сохранена в духе традиций русского
зодчества (куб, увенчанный пятиглавием).
Одним из памятников монастырского крепостного строительства XVI в. является сохранившаяся в Москве
башня "Дуло" Семенова монастыря. Она была выстроена в 80 – 90-х гг. XVI в.
Историки искусства отмечают, что богатый опыт сооружения храмов Вознесения и Иоанна Предтечи
подготовил возникновение такого шедевра русского и мирового зодчества, каким явился знаменитый Покровский
собор на Красной площади в Москве, именуемый часто "Василием Блаженным" – по наименованию одного из
его приделов. Покровский собор был воздвигнут как памятник очень важной для России победы над Казанским
ханством.
Его создателем был русский мастер Пасоник Барма Яковлев. Собор строили с 1555 по 1560 гг. Царь и
митрополит Макарий поручили построить собор, состоявший из восьми приделов, но мастер иначе решил задачу,
– он сделал собор девятиглавым, разместив восемь приделов вокруг одной, центральной оси, смещенной в
сторону Кремля. Центр собора был увенчан большим шатром, вокруг которого расположились яркие
своеобразные купола приделов. Собор как бы объединяет девять небольших церквей, символизируя объединение
русских земель и княжеств под властью Москвы. Главная расположена под центральным шатром, четыре церкви
стоят по концам креста, еще четыре, меньшего размера, расположены по диагональному кресту. Все девять
церквей конструктивно слиты в одно здание, все они расположены на одном каменном помосте и связаны
галереей. Первоначально храм был белым, его главы покрыты побеленным железом.
Середина XVI в. была временем, когда в разных концах страны возводились разнообразные по типу
сооружения, и тогда каменное строительство достигло в целом еще больших масштабов. Особенно надо отметить
развитие традиций шатрового строительства, получивших воплощение во многих постройках.
Архитектура XVII века. Переломное время во всей русской культуре XVII в. занимает особое место в
развитии русского зодчества. Основные закономерности его подчинены тем же общественно-
экономическим и идеологическим условиям развития русской культуры, что и в XVI в. И в этой области с
большой силой проявилось стремление к отказу от вековых канонов, к "обмирщению" искусства. И здесь
ведущая линия принадлежала тем элементам, которые были связаны с демократическими, в первую
очередь, с посадскими слоями. Город всегда занимал ведущее место в культуре феодального общества, но
никогда еще ему не принадлежала столь важная роль в культурном развитии, как в XVII в. Это усиление
роли городских элементов в культуре явилось прямым следствием значительного по сравнению с
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 31
- 32
- 33
- 34
- 35
- …
- следующая ›
- последняя »