Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 25 стр.

UptoLike

Составители: 

искусствоведческим сопоставлением этих икон с рублевской "Троицей". Да, эти нежные красочные
сочетания, эта общая чарующая музыкальность и эта высокая одухотворенность выдают великого русского
мастера во всей неповторимости его вдохновения, его стиля и художественного темперамента.
То, что осталось от фресок Успенского собора во Владимире, исполненных Рублевым и Даниилом
Черным, самая замечательная храмовая роспись этой же поры. Изображение "Страшного суда" радует той
проникновенностью, с которой в нем выявлено, несмотря на грозный сюжет, творчество именно доброго,
светлого начала, а музыкальность плавных контуров, красота голов старцев и юношей, равно как их
поэтическая одухотворенность приравнивают чисто русское искусство этой росписи к наиболее
выдающимся достижениям всей тогдашней европейской монументальной живописи.
Этими же двумя мастерами вместе с учениками исполнен и иконостас Троицкого собора Троице-
Сергиевой лавры в Загорске. Отдельные его иконы так превосходны, что их хочется приписать одному
Рублеву.
"Смиренным" часто называют старинные письменные источники инока Андроникова монастыря (где он
и закончил свою жизнь) великого живописца земли русской Андрея Рублева. Смирение помогло ему,
вероятно, в невзгодах того бурного времени. Но сквозь эти невзгоды он угадал те чаяния и ту волю, что
воодушевляли русский народ. И запечатлев это в своем сердце, он их выявил еще ярче в своем искусстве. Не
случайно именно Андрей Рублев из всех русских иконописцев был причислен русской православной
церковью к лику святых угодников.
Дионисий и другие великие иконописцы
древней руси
амым крупным мастером живописи второй половины XV и начала XVI в. был Дионисий, лучшие произведения
которого проникнуты глубоким оптимизмом, отражающим подъем национального самосознания, веру в лучшее
будущее русского народа.
Место и год рождения Дионисия неизвестны. По-видимому, он родился около 1440 г., вскоре после смерти А.
Рублева, и был учеником одного из ближайших последователей великого мастера.
Литературные источники оставили нам сведения о ряде работ Дионисия.
В 1481 г. Дионисий становится руководителем работ и вместе с другими московскими живописцами, имена
которых упоминает летопись ("Поп Тимофей", "Ярец да Коня"), получает заказ на выполнение икон вновь
построенного Успенского собора.
Из большого количества исполненных Дионисием и его помощниками икон сохранились три:
"Апокалипсис" и изображение московских митрополитов Петра и Алексея. Большинство исследователей считают
эти иконы произведениями самого Дионисия. Большие монументальные иконы Петра (Кремль) и Алексея
(Государственная Третьяковская галерея) одинаковы по размеру и очень похожи друг на друга.
В центре иконыторжественное фронтальное изображение митрополита в рост с молитвенно
поднятыми руками. В одеждах преобладают холодные, светлые, преимущественно белые тона.
Идеализированные лица русского типа бесстрастны. Наряду с официальной трактовкой центрального образа,
художник в клеймах той и другой иконы дает ряд интересных сцен, изображающих различные исторические
события, в которых принимали участие Петр и Алексей. Эти сцены выполнены в другой, более сложной и
жизнерадостной красочной гамме.
В Государственной Третьяковской галерее находится точно датированная работа Дионисияикона
Богоматери Одигитрии 1482 г., исполненная им для Вознесенского монастыря в Монастырском Кремле. Эта
икона, написанная на старой доске, вместо обгоревшей во время пожара греческой иконы Одигитрии, носит
печать официального холодка. Образ богоматери отличается строгостью, торжественностью и спокойствием,
но художник сумел придать ее лицу русские черты и усилил звуковое звучание образа (вишневые,
золотисто-желтые и голубые тона).
Фрески Дионисия и его сыновей Феодосия и Владимира сохранились только на далеком севере, в
Ферапонтовом монастыре (20 км от Кирилло-Белозерского монастыря). Точно датированные надписью на
стенах (1500 – 1502 гг.) фрески покрывают стены, столбы и своды собора Рождества Богоматери Ферапонтова
монастыря. Большая часть композиции посвящена деве Мариипокровительнице Москвы и Московского
государства. Она изображена и в своде алтаря в торжественной позе, восседающей на троне, среди ангелов с
С