Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 24 стр.

UptoLike

Составители: 

повелевает "писать живописцам иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей
Рублев".
Русская икона является одним из самых примечательных художественных открытий XX в. В прошлом
столетии даже коллекционеры, специально собирающие памятники древнерусской иконописи, не подозревали,
какую красоту они в себе таятКогда в 900-х гг. впервые приступили к расчистке икон, выяснилось, что под
подновлениями и записями древнее письмо превосходно сохранилось и приобрело твердость и плотность
кости… "Как бы внезапно спала пелена, застилавшая подлинный лик русской живописи. И сразу же стало
очевидно, что это искусство не было ни аскетическим, ни суровым, ни фанатичным, что в нем ярко отразилось
живое народное творчество, что оно перекликается своей просветленностью и какой-то особой яркостью в строе
своих форм с античной живописью, что его следует рассматривать как одно из самых совершенных проявлений
русского гения" (В.Н. Лазарев).
Выше сказанное как нельзя лучше передает то ошеломляющее впечатление, которое произвело раскрытие
"Троицы" Рублева, находившейся тогда в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.
"Троицу" решили раскрыть уже в 1904 г. Дело в том, что имелось письменное подтверждение монастырского
предания, согласно которому эта икона была написана самолично Рублевым.
Снятие золотой ризы принесло, однако, разочарование почитателям древнерусского искусства, надеявшимся
увидеть, наконец, подлинное творение знаменитого мастера: под ней оказалась весьма банальная живопись. То
был результат последнего подновления, произведенного в конце ХVIII в. Но, когда один за другим начали
снимать "беззаконные" красочные слои, всех охватило беспредельное восхищение: из скрывавшей его так долго
темницы высвобождалось одно из самых значительных, самых одухотворенных созданий мировой живописи.
Расчистка иконы все же не была тогда доведена до конца. По требованию духовенства рублевская живопись
была запрятана под роскошный оклад, более чтимый монастырским начальством, чем эта живопись.
Только в советское время "Троица", переданная в Третьяковскую галерею, была полностью раскрыта, чтобы
занять там первое место среди шедевров древнерусского искусства.
Чувство, радости возникает от созерцания "Троицы" Рублева, даже если не знаешь, в чем, в сущности, ее
сюжет.
Скажем о нем вкратце.
К библейскому патриарху Аврааму явились трое прекрасных юношей, и он заклал тельца и пышно угостил
их, угадав в юных странниках воплощение извечного во многих религиях троичного начала божества.
Византийские художники передавали легенду во всех подробностяхсо сценой заклания и со столом,
уставленным яствами. Рублев все сосредоточил на главном. В чаше, вокруг которой восседают три ангела, –
голова жертвенного тельца, прообраза евангельского агнца, символа жертвенности Христа во имя любви и
спасения рода человеческого. В содержании "Троицы" художник выявил то, что вечно: добро, жертвенность и
любовь.
Что же это за мир, в который нас погружает созерцанием "Троицы"?
Это мир согласия и взаимной любви, это мир глубокого, неразрывного единства, которое воспринимается
нами как завершение всех человеческих устремлений. И это единство зримо выступает перед нами в том не
обозначенном линией круге, что рождает в нашем сознании плавное очертание трех ангельских фигур. Мир
тишины и покоя, ибо никакого действия перед нами не происходит, покоя просветленного, благотворного, к
которому пришло, наконец, нечто до этого зыбкое, возможно, тревожное и хаотичное. Сияют пронизанные
светом нежные краски: чудесен рублевский "голубец" – чистейшая ляпис-лазурь. В глазах ангеловмечта,
кроткая взаимная преданность, предчувствие неотвратимой печали и сознание важности, священности их союза;
силуэт каждого совершенен в истинно кристальной своей чистоте.
Как правильно было замечено искусствоведами, среди всех созданий древнерусских художников, рублевские
ангелы представляются самыми бесполыми. Ничто не отличает их: ни крылья, ни облачения; они предельно
легки, как и вся композиция, почти лишенная глубины в своем плакатном ритме.
Рублев оплодотворил вечно юным началом светлой радости и любви художественный гений нашего народа,
еще ярче, полнее выявив свое своеобразие.
"Бесчисленны изображения Христа в искусстве всех христианских народов. Но нет, быть может, Христа
более человечного, более просветленного мудростью и любовью, чем рублевский, истинный отец и
хранитель людей. Рублевский Христос смотрит на нас своими всевидящими глазами, и чудится нам, что на
этой липовой доске с полуосыпавшейся живописью запечатлен образ, нет, не бога, а прекраснейшего и
мудрейшего из всех людей, любвеобильного, неиссякаемого в своей милости, образ, в котором все
благородство и честь человеческого рода".
Рублевский "Спас" вместе с "Архангелом Михаилом" и "Апостолом Павлом", – эти иконы поясного
деисуса, что некогда, обветшалые, были сложены в сарае близ храма в Звенигороде.
Хотя тому нет письменных подтверждений, как-то сразу решаешь, что эти иконы (ныне хранятся в
Третьяковской галерее) могли быть написаны не учениками Рублева или иным мастером, испытавшим его
влияние, а только им самим. И это первое впечатление подтверждается самым требовательным