Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 22 стр.

UptoLike

Составители: 

дает право считать икону одним из важнейших вкладов древнерусского искусства в мировую
художественную культуру.
Пластика занимала в древнерусском искусстве подчиненное положение. Как и в Византии,
православная церковь видела в круглой скульптуре наследие "идольских", языческих времен и относилась к
ней неодобрительно. Хотя этот взгляд с течением времени изменился, круглая скульптура так и не получила
большого развития в Древней Руси. Зато процветало прикладное искусство: резьба по дереву, камню, литье,
чеканка, эмальерное дело, вышивка, керамика и др.
Путь развития древнерусского искусства делится на ряд четко обозначенных периодов, в основном
совпадающих с эпохами социально-экономической и политической историей общества.
Это эпоха Киевской Руси (IX – начало XII вв.), пора феодальной раздробленности (XII – XIII вв.),
период борьбы против татаро-монгольского ига и объединение русских княжеств
(XIV – нач. XV вв.), время сложения и укрепления русского и централизованного государства (XV – XVI вв.)
и конец XVII-го столетия, когда обнаружился кризис средневекового искусства и зарождалось искусство
нового типа.
В середине XIV в. новгородская школа живописи достигла уже подлинной зрелости. Тому
свидетельством погибшие фрески Михайловской церкви Сковородовского монастыря близ Новгорода (как и
церкви Спаса на Нередице, разрушенной фашистами).
Увы, изучение этих замечательных фресок далеко не было закончено, так как до 1937 г. их скрывали
известковая побелка и толстый слой позднейших записей.
Сознавая непревзойденный уровень своей иконописи, новгородцы равняли по ней и свою
монументальную живопись. Расписывая стены храма, новгородский художник как бы увешивал их иконами.
Недаром, сообщая о росписи новопостроенной церкви, летописцы обычно добавляют: "украси ю иконами",
хотя речь идет о фресках. В Новгороде особенно рано возникло отношение к иконе как к драгоценности, как
к священному образу, на который любо смотреть с благоговением. "Певучесть" очертаний и интенсивность
звонкой колористической гаммы создавали в иконе веселящую душу симфонию линий и красок. И хотя XIV
в. может считаться золотым для новгородской монументальной живописи, характерные свойства иконописи
по-прежнему явственны в ней и в эту пору.
Чем шире развивалась иконопись, без которой не могла обойтись ни одна деревянная церковь, тем
определеннее выявлялась ее ведущая роль во всем древнерусском изобразительном искусстве.
Феофан Грек
70-х гг. XIV в. в Новгороде, где уже сформировалась самобытная художественная школа живописи,
появляется выходец из Константинополязнаменитый Феофан Грек.
О нем следует сказать особо. Во-первых, он был гениальным художником; во-вторых, что является для
того времени исключением, мы имеем живое представление о его личности и наконец, а это самое главное,
"он настолько тесно сжился с русскими людьми и настолько крепко вошел в русское искусство, что его
имя в такой же мере неотделимо от последнего, как имена Растрелли, Кваренги и Росси" (В.Н. Лазарев).
Автор "Жития Феофана Грека", сам человек выдающийся, древнерусский писатель монах Епифаний,
прозванный Премудрым, встречался с Феофаном в самом начале XV в.
Вот его свидетельство:
"Когда я жил в Москве, там проживал и преславный мудрец, философ зело хитрый, Феофан, родом грек,
книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукою расписал
много различных церквей, каменных более сорокав Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Каффе, и
в Великом Новгороде, и в Москве им расписано три церквиВ церкви Святого Михаила он изобразил на стене
город, подробно вырисовав его красками; у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене так же
самую Москву."
В византийском искусстве, где главенствовал принцип безличного творчества, Феофан был, вероятно,
первым и одновременно последним мастером со столь ярко выраженной творческой индивидуальностью.
Согретый живописными изысканиями раннепалеологовской эпохи, восхищенный, конечно, знаменитыми
мозаиками и фресками монастыря Хора, он видел, как этот новый расцвет византийского искусства был
растоптан восторжествовавшей монашеской реакцией, нетерпимой ко всему человеческому, земному в
художественном творчестве.
Что было делать Феофану на родине, где утверждался самый холодный, самый сухой академизм, при
котором всякое оживление храмовой росписи трактовалось как придача "беспорядочного движения образам
святых"?
Феофану, вероятно, было тесно в Константинополе той поры. Переход Феофана из Византии на Русь имеет
глубокое символическое значение. Это как бы эстафета искусства, передача светлого его факела из костенеющих
старческих рук в руки молодые и крепкие.
В