Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 21 стр.

UptoLike

Составители: 

Владимир Святославич и его окружение, избравшие восточную ветвь христианства в качестве
государственной религии и пошедшие на сближение с Византией, не могли, естественно, предвидеть отдаленные
последствия своих действий. Находившаяся в X – XI вв. на подъеме Византия, некоторое время спустя, стала
клониться к упадку. Феодальные отношения в империи, развивавшиеся медленно, так и не достигли полной
зрелости; феодальная структура общества оставалась незавершенной. Естественно, христианизация Руси
явление прогрессивное. В установлении же меры прогрессивности существуют определенные расхождения,
обычно связанные с неодинаковым определением исторической роли Византии. А едва ли не самое существенное
заключалось как раз в своеобразии русского христианства, как отношении форм организации, так и культурной
особенности.
В свое время Никольский заметил, что раннее русское христианство "было проникнуто светлым и возвышенным
оптимизмом мировой религии". Прогрессивность перехода к христианству состояла, прежде всего, в том, что
Русь усваивала наиболее демократические его формы, сами по себе предполагавшие широкую веротерпимость,
следовательно, способность сохранять культурное наследие языческого прошлого и обогащать его за счет связей,
как с Западом, так и с Востоком. Идущая из Византии более мрачная струя утверждается, главным образом, в
XV в., когда сама Византия как государство прекращает существование, а Русь становится как бы, законной ее
наследницей. Но и в это время сохраняется собственно "русская" традиция, выражающаяся в относительно
широком допуске различных толкований канонических положений, терпимости к бытовым пережиткам язычества
и отрицательным отношениям к церковной иерархии, окончательно отгородившейся от своей христианской паствы.
Иконопись Древней Руси
ольшую роль в истории Древней Руси сыграли города, но одной из особенностей
древнерусской городской культуры была ее глубокая связь с крестьянским творчеством.
Крестьянское искусство, развиваясь параллельно с "большим" городским искусством, не было отделено от
него глухой стеною.
В Новгороде, наиболее зрелом средневековом городе Древней Руси, это влияние порой прослеживалось с
гораздо большей отчетливостью, чем в искусстве столиц больших княжеств.
Существенные особенности древнерусского искусства определялись жизненностью патриотических идей.
Уже в XI –
XII вв. люди Древней Руси, (жили ли они в Киеве, Новгороде или Владимире), ощущали свою связь с русской
землей. Это чувство намного обострилось в период татаро-монгольского ига, ускорило рост национального
самосознания и, естественно, отразилось во всех сферах духовной жизни, в том числе и в художественном
творчестве. В результате древнерусское искусство получило яркий отпечаток художественных вкусов народов,
обрело свое национальное своеобразие.
Уже в XI – XII вв. в древнерусском искусстве появляются композиции и образы, которых византийское
искусство не знало. Например, культ Бориса и Глеба вызвал к жизни новые иконографические сюжеты.
Возникла композиция "Покров Богоматери" и ряд других. Древнерусский художник выполнял предписание
церкви, но вносил в свое произведение и новшества, которые показались бы еретическими в
Константинополе. Церковь была вынуждена санкционировать эти новшества, ибо только таким путем она
могла противостоять широкому потоку местных, чаще еще языческих верований, и вводить их в русло
официальной господствующей религии. Эти особенности древнерусской художественной культуры очень
ярко проявляются в архитектуре. Хотя древнерусская архитектура достигла серьезных успехов в
гражданском и крестьянском строительстве, ее своеобразие особенно выступает в культовых сооружениях
храмах (что, как известно, свойственно всему средневековому зодчеству). Древнерусские зодчие прекрасно
чувствовали связь архитектуры с окружающим ландшафтом. Будь то скромный монастырский храм в лесной
глуши или величественный городской собор, окруженный мощными крепостными стенами, они гармонично
вписываются в пейзаж, прекрасно соответствуя характеру русского ландшафта. Постоянное общение
древнерусского человека с природой придало и зодчеству внутреннее единство и цельность, соразмерность,
простоту форм, спокойный и мужественный ритм. Необходимо также отметить взаимосвязь деревянного и
каменного зодчества, принимающую самые различные формы на разных этапах исторического развития
древнерусской архитектуры.
В изобразительном искусстве Древней Руси самобытность проявилась с не меньшей силой. Даже в
Византии иконопись никогда не играла такой важной роли, как на Руси, где она стала одной из основных
общераспространенных форм изобразительного искусства, соперницей монументальной живописи.
В пределах твердо установившихся правил (плоскостного изображения, условность передачи фигуры,
лица, архитектурного и природного фона) художники достигали огромной выразительности. Простыми
средствами они создали образы глубокого внутреннего содержания, большой эмоциональности и силы. Это
Б