Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 19 стр.

UptoLike

Составители: 

Средневековье была "золотая лестница" (лестница, на каждой ступени которой каждое существо, явление занимало
предначертанное место). Храм организовывал не только пространство, но и время средневекового русича: звон его
колоколов (настоящее, уникальное искусство русского колокольного звона начало формироваться с XIII в.) отмерял
время для всех жителей Древней Руси. Символическим воплощением христианской истории, христианского миропони-
мания становится в русской архитектуре крестово-купольная композиция, выступающая воплощением единства
небесного и земного, вечного и преходящего, святого и духовного, Божественного и человеческого. Но начало русскому
зодчеству дало великолепие византийской купольной архитектуры, образцами которой стали София Киевская и София
Новгородская. В этот период строили в основном греки, воплощая в архитектурных формах свою тягу к пышности,
украшательству, традициям богатых мозаичных композиций, столь нехарактерных для Руси впоследствии. После
строительства Спасо-Преображенского собора в Чернигове
(1036 г.), аккумулировавшего все типичные черты византийской архитектуры (трехнефность, пятикупольность, хоры),
уже при создании композиций первой каменной русской церкви в Кие-
веБогородицы Десятинной (конец X в.), которая была полностью разрушена в 1240 г. ордынскими войсками, были
воплощены чисто русские, неканонические для Византии черты: многокупольность (25 куполов), акцентирование
алтарной части, пирамидальность композиции. В IX в. был сооружен в Печерском монастыре первый однокупольный
Успенский собор, являвший собой воплощение характерно-национального композиционного решения. К XII – XIII вв.
условное единство киевского архитектурного канона распадается на региональные формы зодчества. В это время
создаются уникальные архитектурные сооружения, отнесенные к мировым сокровищам культуры: церкви Покрова
Богородицы на Нерли (1165 г.), Спасо-Преображения Покровского монастыря (1165 г.), Дмитриевский собор во
Владимире (1194 – 1197 гг.). Колоссальные монументальные формы Киевской Руси, грандиозность композиций и
интерьеров (так, в Киевской Софии фигура Богоматери Оранты имеет высоту 5,45 метров, а изображение Пантократора в
куполе равно четырем метрам, Ярославская Оранта имеет высоту три метра) сменяются гармонией строгой
соразмерности архитектурных форм, их камерностью, когда через "малое видится великое" (М. Грек). Строгость
архитектурного стиля Руси была связана и с перенесением на каменное зодчество характерных черт деревянного
строительства, ведь до 1292 г. из-за ордынского ига на Руси не было построено ни одной каменной церкви. В связи с
территориальным положением и спецификой истории наибольшая сохранность соборных построек наблюдается на
Новгородской земле, где строительство осуществлялось из кирпича, а само это строительство было очень разнообразным:
возводились монастыри (композиции Антониевского и Юрьевского монастырей) и храмовые постройки, церкви
(знаменитая церковь Николы в Ярославском дворище, церковь Спаса на Нередице (1198 г.), уличные церкви (например,
церковь Петра и Павла на Синичьей улице), домашние церковки. Во Владимиро-Суздальской земле строительство
осуществлялось из известняка, который давал возможность декорирования архитектурных сооружений каменной
резьбой, из 566 изображений которой только 46 непосредственно связаны с христианской тематикой. Георгиевский собор
в Юрьеве-Польском (1234 г.) также украшен резьбой от подножия до кровли, в ней встречается очень интересный образ
кентавра в русском кафтане. Архитектура Владимиро-Суздальской земли носила на себе отпечаток влияния романского
стиля. Постепенно уже на иных национальных основаниях в XII – XIII вв. складывается общерусский национальный
стиль в архитектуре, отражающий самобытность русской культуры. Его воплощением стали башнеобразные формы,
основанные на ступенчатых арках, введение второго и третьего яруса закомор, сложных кокошников, что создавало
динамичную, устремленную вверх композицию. Идеальным воплощением нового русского национального стиля стали
Спасская церковь Спасо-Андронникова монастыря (XV в.), храм Василия Блаженного (XVI в.), церковь Вознесения в
Коломенском (XVI в.). Процессы, происходившие в зодчестве, не могли не затронуть живописных традиций. Первые
иконы появились в Византии в V – VII вв., а к IX в. иконографический канон сложился окончательно и в этом виде
пришел на Русь. Первые росписи осуществляли византийские и греческие мастера: например, великолепную роспись
церкви Спаса на Нередице в Новгороде, уничтоженную во время Великой Отечественной Войны, осуществлял византиец
Олисей Гречин. Иконографическая традиция на Руси начиналась с фресок Софии Киевской, на которых были
изображены не только христианские святые и сюжеты священной истории, но и групповой портрет семьи Ярослава
Мудрого, скоморохи и музыканты, что, безусловно, являлось нарушением строго византийского канона. От раннего
периода осталось очень мало икон: от знаменитых мозаик Михайловского монастыря в Киеве, например, сохранилось
лишь изображение Дмитрия Солунского, из икон Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгородетолько
Устюжское Благовещенье. Постепенно общие каноны построения изображения, свойственные византийской
иконографии, сменяются особенностями национальных иконописных школ: Новгородской, Московской, Владимиро-
Суздальской. Первый русской иконописец Алимпий Печерский творил в XI в., национальные же иконографические
школы складываются только во второй половине
XIII в. И в иконографической традиции Древней Руси отразились общие для данного периода (когда христианская вера
стала и "системой права, и политической доктриной, и моральным учением, и философией"), черты русской
художественной культуры: универсализм, синкретизм, каноничность, анонимность, нормативность, традиционализм,
символичность, мистический реализм, условность, абстрактный психологизм (термин Д.С. Лихачева). Выработка
общехудожественного стиля была связана с постепенным становлением общего стиля культурной жизни Руси,
воплощением чего стала, прежде всего, унификация и централизация политической жизни. Период ученичества
закончился, начиналось время самоутверждения и саморефлексии культуры, воплощением которой стала выдвинутая
иноком Филофеем идеологема "Москватретий Рим" (1524 г.), легшая в основу становящегося Московского царства и
утверждавшая Москву центром всего христианского мира. Христианство, обретая на Руси национальную форму
православия и выстояв в борьбе с ордынским нашествием, дало к XIV – XVI вв. толчок для новой национальной
консолидации, отразившийся в рассвете новых жанров литературы, в быстром прогрессировании архитектуры,
иконописи, философско-богословский мысли. Постордынский период в развитии русской культуры характеризуется ярко