Очерки истории русской культуры. Головашин В.А. - 20 стр.

UptoLike

Составители: 

выраженным подъемом, в основе которого лежит рост национального самосознания и выработка новых государственных
форм, поддержанных новыми идеологемами и нашедших обоснование в религиозно-философских трактатах данного
времени, а также освоение традиций народной культуры (шатровые храмы, новые сюжеты в иконографии, темы и жанры
литературы), когда народная жизнь стала предметом изображения и художественного осмысления. Но данный период
характеризуется отнюдь не однозначными тенденциями в развитии культуры: наряду с освоением ценностей народной
жизни, развитием национального стиля в это время на Русь проникает мощное европейское влияние. Оно было связано не
только с противоречиями исторических процессов этого времени. XVI в. для Русипереломный период в ее судьбе,
когда решается вопрос о дальнейшем ее существовании: плавный эволюционный процесс культурного развития был
прерван Ливонской войной, смутой, иностранной интервенцией, установлением опричнины и крепостного права. Время
культурного подъема в XV в. – середине XVI в. постепенно сменяется эпохой, подспудно готовящей Петровские
преобразования. XV – XVI вв. – это эпоха прояснения социально-политических, духовных, культурных проблем, эпоха
полемики и диалогов, эпоха начала книгопечатания (1553 г.) и формирования светского направления в культуре, это
развитие самостоятельной критической мысли, направленной на рефлексию самих основ русской цивилизации. Это
период синтеза локальных культур и государственно-политических институтов, собирания и осмысления ценностей и
идеалов предшествующего этапа культурного развития, время становления национального характера, высокого развития
исторического самосознания, которое предполагало и историческую память и историческую ответственность за судьбы
России. Традиционализм и историзм, свойственные данному периоду русской культуры, не были нацелены только на
развитие охранительных тенденций в социокультурной жизни России. Напротив, они предполагали развитие
"самомышления", на основе полемического прояснения всех культурозначимых вопросов: "…от судеб феодальной
земельной собственности до принципов иконописанияОбсуждаются проекты социальных реформ, государственного
устройства, происхождение и характер великокняжеской и царской власти, ее обязанности по отношению к подданным,
ее взаимоотношения с церковью, социальная роль церкви и монашества, место России в мировой истории и русской
церкви и истории христианства". Полемический диалог в эту эпоху представляли, прежде всего, нестяжатели (Нил
Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек) и иосифляне (Иосиф Волоцкий, митрополиты Даниил и Макарий).
Дискутируются сущностные вопросы об уме и душе, истине и правде, добре и красоте, вере и справедливости, жизни и
смерти, свободной воде и понуждении. Зарождаются споры о языке книжном и народном (Зиновий Отенской, А.
Курбский), складываются первоначальные нормы русского языка. Споры о языке были сопряжены с практикой
исправления книг, текстологической критике ортодоксальной веры, легшей в основание русского раскола. В этот период
не было ни одной темы, ни одной сферы русской культуры, которые не подвергались бы переосмыслению и переоценке.
Квинтэссенцией полемического накала эпохи выступили движения еретиков-реформаторов. (Новгородская ересь, ереси
Феодосия Косого – XVI в., Ф. Курицина, ересь жидовствующих и т.д.), в которых народ пытался защитить вероучение, и
полемика Ивана IV с А. Курбским по вопросам государственного строя России, природы и сущности царской власти. Но
постепенно живые голоса споров были оттеснены на периферию культуры: победу одержали ортодоксы и авторитарность
царской власти. Быстро развивающееся противоборство между церковной и светской тенденциями в русской культуре
отразилось и в появлении новых жанров литературы: публицистики, азбуковников, первых русских энциклопедий
("Русский хронограф", 12-томные "Великие Минеи Четьи", "Лицевой летописный свод" – более 10 томов, "Никоновская
летопись", "Степенная книга", "Сказание о князьях Владимирских" и др.), светских биографий ("История о Великом
князе Московском", "Житие" Аввакума, "Сказание о Максиме Греке, написанное им самим", повесть об Ульяне
Осоргиной), светских стихов ("Вертоград многоцветный" С. Полоцкого содержал 1555 стихотворений). Литература, по
словам Ермолая Еразма, становится "оружием борьбы", своеобразным средством отстаивания своих взглядов в
проходившей полемике. Сама же полемика была напрямую связана с Ростом личностного самосознания,
воплощающегося в произведениях художественной культуры. Данные процессы породили попытку "повторной
канонизации", попытку обоснования государственно-церковного управления культурным развитием, что воплотилось в
решениях Стоглавого Собора (1551 г.). Рост национального самосознания, ощущение своей силы и самобытности
проявились более полно в экспрессивно-эмоциональной литературе этого периода, прежде всего в творчестве Киприана
("Житие митрополита Петра"), Епифания Премудрого ("Житие Сергия Радонежского"). Этические мотивы в этот период
соседствуют с новыми для русской литературы темами. Нарастающие процессы индивидуализации художественного
творчества сопровождаются собиранием знаний, их оформлением в философско-богословских трактатах, житейно-
нравственных, дидактических сочинениях. Появляются "домострои", существенно расширяются "Минеи Четьи". В
литературу входят новые мотивы, воплощенные в сочинениях разносторонне образованного Максима Грека: "Беседа Ума
с Душой", "Слово о покаянии" и др.
Христианизация положила начало перестройке духовной сферы жизни древнерусского общества. Она
несла сознание (на языке того времени) "свободной благодати", противопоставленной "рабскому закону",
что означало санкцию духовной свободы человека, насколько она была возможна в рамках христианского
вероучения. Велики были культурные последствия этого сознания, материализовавшиеся в книжности,
зодчестве, изобразительных искусствах (фресковые росписи, иконопись, книжные миниатюры),
художественных ремеслах. Христианизация служила и их культуре. Принятие Киевской Русью христианства
в его восточном ответвлении способствовало ее сближению с Византией, приобщению к византийской
культуре. Православие, начавшее обособляться в христианстве в X в. и ставшее в XI в. уже исторической
реальностью, явилось фактором культурного единения Киевской Руси с Византией и с другими странами той
же религиозной ориентации (Болгария, Сербия), также испытывавшими влияние византийской культуры. В
то время Византии принадлежало лидирующее положение в христианском мире.