Очерки истории русской культуры (Культурология). Ч.2. Головашин В.А. - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

послы сумели склонить Игоря к миру. Был заключен новый договор, более благоприятный для визан-
тийцев, чем договор 911 г.
В течение четверти века после заключения договора 944 г. отношения Византии и Руси были мир-
ными.
В 957 г. Русь сделала шаг навстречу империи: русская княгиня Ольга в сопровождении большой
свиты была принята Константином VII Багрянородным. Однако в это время в отношениях Руси с импе-
рией проскальзывают черты настороженности и враждебности. Константин Багрянородный видел в Ру-
си врага и делал ставку на печенегов как на союзников против русских. Ольга осталась недовольна
приемом.
Противоречия, нараставшие между Византией и Русью, вылились в конце 60-х начале 70-х гг. в
крупное военное столкновение.
Официально в июле 968 г. отношения Руси с Византией были дружественными: 20 июня этого года
русские корабли еще стояли в константинопольской гавани.
В результате дипломатических маневров Византии печенеги весной 969 г. осадили Киев. Однако
завоевать и подчинить себе Киевскую Русь не удалось ни им, ни позже появившимся половцам.
Российские историки всячески пытались поставить под сомнение указанный в "Повести временных
лет" факт призвания восточными славянами на княжение "варягов". Но в этом, по меркам того времени,
ничего не было особенного, порочащего самостоятельность и достоинство складывающейся будущей
русской нации.
И ранее племенные старшины выбирали и "призывали" наиболее талантливых военачальников
с их дружинами на роль предводителейвождей объединенных союзных воинских формирований
для набегов на Византию или отражения вражеских нашествий. Однако их власть кончалась сразу
же после выполнения поставленной воинской задачи. Известно, например, как это решалось новго-
родским вече, неоднократно призывавшим на княжение таких военачальников с их дружинами и
изгонявшим "варягов" после отпадения надобности в них. Закрепление власти "варягов" на княже-
ние в землях восточных славян явилось не признаком их слабости, а результатом непрекращающей-
ся надобности в военных вождях, результатом перехода этих племен от первобытнообщинного
строя к раннефеодальному, что в те давние времена являлось общим процессом у всех "варварских"
племен в Европе. "Варяги" не принесли в Восточную Европу ни свой язык, ни свою культуру, они,
говоря современным языком, обрусели здесь. А их военачальники-князья способствовали созданию
у восточных славян их собственного государстваКиевской Руси, а не завоевали и не присоедини-
ли эти земли к существующим в то время "варяжским" княжествам в Скандинавии. Долгое время,
на протяжении не одного столетия, шло объединение восточнославянских племен в Киевскую Русь,
ставшую их первым государством.
При изучении древней истории русского народа исследователи обращают внимание на индоев-
ропейские корни русского менталитета, закрепившиеся в языке и верованиях народа. Эта основа
менялась в процессе движения далеких предков славян из Азии в Европу и назад с Карпат до тех
пор, пока они не обрели более или менее постоянное место проживания в середине первого тысяче-
летия нашей эры на территории современной Украины, Белоруссии и западной части центральной
России.
Вот на этих степных землях в условиях континентального климата с короткими летними перио-
дами и долгими зимами, сильными морозами начиналась историческая жизнь Киевской Руси.
Срединное положение между Западом и Востоком, между Азией и Европой имело и положи-
тельные и отрицательные стороны. Древняя Русь постоянно испытывала давление с запада (немец-
кое, польско-литовское). С юга и востока тревожили кочевники, оттуда же прокатилось в XIII в. та-
таро-монгольское нашествие, принесшее Руси страшные испытания и надолго замедлившее ее раз-
витие. Русь приняла на себя этот удар, защитив Европу.
В то же время то, что Русь была перекрестком востока и запада, севера и юга, многое давало ей.
Великий путь ''из варяг в греки'' служил развитию торгово-политических отношений, обогащению
культур общающихся народов.
Из Византии и Греции пришло на Русь христианство. Великий шелковый путь в его северо-
кавказском и волжском ответвлениях тоже шел по территории Руси и служил делу взаимообогаще-
ния культур.