Очерки истории русской культуры (Культурология). Ч.2. Головашин В.А. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

си складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных куль-
турных направлений, стилей, традиций.
Одновременно Русь не просто копировала эти чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но
применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту,
пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской куль-
туры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной
переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле.
Долгие годы русская культура развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоз-
зрения.
Ее истоки уходят в индоевропейские древние верования и еще дальше к временам палеолита.
Именно там в глубинах древности зарождались представления человека о сверхъестественных силах,
которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и ее отношении к человеку, о своем месте в
окружающем мире.
Своеобразным был и быт наших предков. "Правосудие у них было запечатлено в умах, а не в зако-
нах, – писал один греческий историк, отмечая, что у славян в то время еще не было письменного зако-
нодательства, – воровство случалось редко и считалось важнее всяких преступлений. Золото и серебро
они столь же презирали, сколько прочие смертные желали его". Другой автор свидетельствует: "Племе-
на славян ведут образ жизни одинаковый, имеют одинаковые нравы, любят свободу и не выносят рабст-
ва. Они особенно храбры и мужественны в своей стране и способны ко всяким трудам и лишениям. Они
легко переносят жар и холод, и наготу тела, и всевозможные неудобства и недостатки. Очень ласковы к
чужестранцам, о безопасности которых заботятся больше всего: провожают их от места до места и на-
ставляют себя священным законом, что сосед должен мстить соседу и идти на него войной, если тот по
своей беспечности вместо охраны допустит какой-либо случай, где чужеземец потерпит несчастье".
Греки заметили особенности общинного патриархального порядка жизни славян: "Пленники у славян
не так, как у прочих народов, не всегда остаются в рабстве; они определяют им известное время, после
которого, внеся выкуп, те вольны или возвратиться в отечество, или остаться у них друзьями и свобод-
ными". Часто вступая в схватки со славянами, греки весьма внимательно изучали характер славян и их
военные повадки: "Они превосходные воины, потому что военное дело становится у них суровой нау-
кой во всех мелочах. Высшее счастье в их глазах погибнуть в битве. Умереть от старости или от какого-
либо слу-
чаяэто позор, унизительнее которого ничего не может быть. Они вообще красивы и рослы; волосы их
отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый". "Часто делают набеги, не-
ожиданные нападения и различные хитрости днем и ночью и, так сказать, играют войной". "Величай-
шее их искусство состоит в том, что они умеют прятаться в реках под водою. Часто, застигнутые непри-
ятелем, они лежат очень долго на дне и дышат с помощью длинных тростниковых трубок, конец кото-
рых берут в рот, а другой высовывают на поверхность воды и таким образом укрываются в глубине. Кто
даже заприметит эти трубки, тот, не зная такой хитрости, сочтет их настоящими. Опытные люди узнают
их по отрезу или по положению и тогда их придавливают ко рту или выдергивают и тем заставляют
хитреца всплыть наверх". Удивительно и такое наблюдение: "Славяне никакой власти не терпят и друг
к другу питают ненависть".
Как и другие древние народы, как, в частности, древние греки, славяне населили мир разнообраз-
ными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые,
шаловливые, злые и добрые.
Во главе славянских божеств стоял великий Сварогбог Вселенной, напоминающий древнегрече-
ского Зевса.
Его сыновьяСварожичисолнце и огонь, были носителями света и тепла. Бог солнца Даждьбог
весьма почитался славянами. Недаром автор "Слова о полку Игореве" называл славян "даждьбожьими
внуками". Молились славяне Роду и рожани-
цамбогу и богиням плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и
был поэтому особенно популярен. Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства,
это был своеобразный "скотный бог". Стрибог, по их понятиям, повелевал ветрами, как древнегрече-
ский Эол.