Очерки истории русской культуры (Культурология). Ч.2. Головашин В.А. - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

тельная митрополия, т.е. церковная организация во главе с митрополитом. Мощное влияние оказали
проповеди и широкая просветительская деятельность "славянских апостолов" Кирилла и Мефодия,
которых высоко чтили на Руси даже в языческие времена.
Во времена Игоря в Киеве уже было немало христиан и стояла церковь святого Ильи. После креще-
ния Ольги христианизация пошла более быстрыми темпами. Связи киевского двора с западными хри-
стианами показывают, что в ту пору Русь не хотела ориентироваться на какую-то одну из церковных
сторон: добрые отношения поддерживались и с византийской, и с римской церковью.
Несмотря на подавляющее значение язычества, Русь отличалась большой веротерпимостью. Здесь
свободно отправляли свои религиозные культы мусульмане и иудеи, христиане из Византии, из немец-
ких, польских, чешских земель.
Приход к власти Владимира, казалось, надолго определил торжество язычества. Но жизнь брала
свое. Русская правящая верхушка прекрасно понимала необходимость принятия христианства. Во-
первых, этого требовали интересы развивающегося государства. Оставаться в христианском мире язы-
ческой окраиной означало изоляцию от всего европейского сообщества стран. Во-вторых, новая рели-
гия с ее монотеизмом (единобожием) вполне соответствовала сущности нового единого государства во
главе с монархом. И не случайно Владимир поставил на холме главных языческих богов во главе с Пе-
руном, пытаясь в языческой религии найти опору государственного единства страны.
В-третьих, христианство цементировало семью, ячейку общества, вводило новую мораль, требовало гу-
манного отношения к женщине, к матери, к детям, к человеку вообще. Это не могло не содействовать
прогрессу общества. В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, ду-
ховной жизни страны: христианство уже обладало хорошо разработанной философской системой, по-
родило богатую богословскую литературу. Постоянные контакты с христианскими странами содейство-
вали приобщению Руси к новым общественным отношениям, все более быстрое и глубокое социальное
расслоение требовало новой идеологии. Язычество с его равенством людей перед силами природы не
могло объяснить и оправдать происхождение и нарастание неравенства.
Несомненно и сам Владимир не раз задумывался над содеянным в своей бурной жизни, где были и
убийства, в том числе брата, и клятвопреступления, и разврат, и многоженство. Главным судьей для че-
ловека является его собственная душа. И чем ближе конец жизни, тем больше человек ищет защиты от
неумолимого рока.
Христианство могло отпустить грехи, очистить душу, дать возможность для возрождения и обнов-
ления личности, надежду на счастливую жизнь в вечности. Во всяком случае, после принятия крещения
в личной жизни Владимира произошел крутой поворот, и он во многом стал иным человеком, хотя
власть по-прежнему диктовала ему свои жестокие законы.
Несмотря на экономические, политические, культурные и религиозные связи Руси с Византией,
христианство по византийскому образцу не сразу получило преимущественное право на официальное
внедрение в русских землях.
В летописи рассказывается о том, как к Владимиру приходили религиозные миссии из мусульман-
ской Волжской Булгарии, из иудаитской Хазарин, из немецких земель, где утверждалось христианство
римского толка. Прибыл проповедник и из Византии, который изложил Владимиру смысл православно-
го христианства.
Владимир внимательно выслушивал миссионеров, советовался с боярами и киевлянами. Приводит-
ся и такой случай: когда мусульманские миссионеры, хваля свою религию, обмолвились, что ислам за-
прещает употребление вина, Владимир будто бы воскликнул: "Руси есть веселье питие, не можем без
того быть". Тем не менее, выбор Владимира в пользу византийского христианства основывался не толь-
ко на тесных связях с Византией. Видимо, немалую роль сыграл авторитет бабки Ольги, которую народ
очень почитал, а также матери-христианки Малуши. А согласно преданию, Владимира покорили рас-
сказы православного грека о храме святой Софии и красота православного богослужения.
КРЕЩЕНИЕ ВЛАДИМИРА
На первых порах все новые черты христианской религии, конечно, не могли себя проявить полно-
стью. Поначалу перед русским князем стояли чисто практические вопросы: как использовать приня-
тие христианства для возвышения престижа Руси и авторитета династии? Византия же стремилась
христианизировать Русь для того, чтобы оказывать на нее политическое влияние и обезопасить себя
от русских набегов.