Очерки истории русской культуры (Культурология). Ч.2. Головашин В.А. - 16 стр.

UptoLike

Составители: 

С этими прямо противоположными целями начали Русь и Византия в 987 г. переговоры, в ходе ко-
торых была затронута проблема крещения. На этих переговорах Владимир потребовал себе в жены се-
стру императора Василия II принцессу Анну. Это могло бы сильно возвысить государственный престиж
Руси в Европе и Азии, укрепить авторитет династии внутри страны. Не случайно многие монархи Евро-
пы и Азии стремились породниться с византийским императорским домом.
Византийцы, нуждавшиеся в русской помощи против мятежников, согласились с требованием Вла-
димира, но предложили ему принять крещение. Владимир согласился. Русский отряд был направлен в
Византию, и антиправительственный мятеж был подавлен. Но, когда опасность миновала, греки не то-
ропились выполнять договор о браке Анны и Владимира. Ситуация резко изменилась. Владимир собрал
рать и в 988 г. двинулся на центр византийских владений в Крыму-Херсонес (Корсунь).
Осада продолжалась несколько месяцев. В конце концов с крепостных стен в стан Владимира была
пущена стрела, к которой была прикреплена записка. В ней говорилось, что для взятия города необхо-
димо перекрыть водопровод, который находится к востоку от городских стен. Стрела была послана от
имени херсонесского священнослужителя Анастаса. Воины Владимира нашли трубопровод и перекопа-
ли его. Вскоре изнемогающие от жажды жители города сдались на милость победителя.
После этого Владимир послал в Константинополь гонцов и передал с ними, что если Анна не при-
будет к нему в Херсонес, то русская армия атакует Константинополь. Владимир подтвердил свое обе-
щание принять крещение. Анна отказывалась ехать на Русь, плакала и говорила: "Лучше мне умереть".
Но Васи-
лий II уговорил ее помочь Византии, и вскоре корабль, на котором находилась принцесса, ее свита,
священники, прибыл к берегам Крыма.
В Херсонесе Владимир принял крещение, подчеркнув тем самым добровольность этого акта со сто-
роны Руси и независимость от воли Византии. В христианстве он взял имя Василия в честь императора
Василия II, с которым Владимир становился как бы вровень. Херсонес был возвращен империи. Вместе
с великим князем крестилась и часть дружины. Подобным же образом Хлодвиг, король франков, принял
крещение вместе со своими воинами.
Владимир вернулся в Киев, взяв с собой их Херсона иконы, церковную утварь, выведя оттуда часть
священников. Прихватил он с собой мощи святого Климента. Ушел с Владимиром и священник Ана-
стас, который помог ему овладеть городом.
ХРИСТИАНИЗАЦИЯ РУСИ
Между крещением князя Владимира и крещением всей Русской земли прошло немало времени.
Лишь в 990 г. Владимир предпринял первые шаги по введению христианства на всей территории Ру-
си. Это было большое испытание для народа, особенно на Севере, где язычество было в большей си-
ле и где языческие волхвы являлись выразителями умонастроения людей.
В начале крещение приняло население Киева. В один из летних дней по приказу Владимира были
опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. На следующее утро все жители города явились к ре-
ке. Там все онимужчины, женщины, детивошли в воду, и над ними священники провели обряд
крещения. Тут же великий князь приказал начать строительство церквей. Первую из нихцерковь свя-
того Василияон указал поставить на холме, где прежде возвышалось изображение Перуна. Следом за
этим началось обращение в христианство других русских городов и земель. Этот процесс занял не-
сколько лет.
Христианизация Новгорода была поручена дяде князя Добрыне. Языческий Новгород выступил
против прихода Добрыни со священниками и крестами. Лишь после ожесточенных стычек, в ходе кото-
рых язычники разгромили двор Добрыни и убили его близких, новгородскому наместнику удалось сло-
мить сопротивление восставших. Много людей было жестоко наказано. С таким же трудом вводилось
христианство в Ростове и других землях. В сельских лесных районах язычество еще долго сохраняло
свои позиции.
Христианизация Руси проводилась не только путем княжеских указов, но и другими путями. В Киев
из Византии привозились иконы, священные книги; был организован их перевод на славянский язык,
повсюду воздвигались христианские храмы.
Владимир не мог не учитывать и еще одной особенности византийской церковной организации. Во
главе ее стоял не церковнослужитель, (как римский папа), а глава светской властиимператор, ему
подчинялся патриарх. Эта традиция переносилась на Русь.
В 996 г. в Киеве было окончено строительство огромного главного храма Русикаменного собора
святой Богородицы. Строилась и украшалась эта церковь греческими мастерами и иконописцами. В