Музееведение. Гужова Л.Г - 83 стр.

UptoLike

83
Музейные предметы всех музеев страны образуют Музейный фонд
Российской Федерации. Его состав, организацию и порядок использования
впервые определило «Положение о Музейном фонде Союза ССР» (1965).
Впоследствии правовое обеспечение музейной деятельности, нормативное
регулирование музейного дела стало предметом специального рассмотре-
ния в 1996 г., когда был принят первый в истории России Федеральный за-
кон
«О Музейном фонде РФ и музеях в РФ».
4.2.1. Комплектование музейных фондов
Основное условие эффективной деятельности музеяналичие доста-
точно полных разнообразных по составу, интересных по содержанию му-
зейных коллекций. Следовательно, одно из основных направлений музей-
ной деятельностикомплектование музейных фондов (КМФ). Именно
здесь проявляется ведущая социальная функция музеядокументирование
процессов и явлений, происходящих в природе и обществе. Комплектова-
ние развивается на всех этапах существования музея и происходит плано-
мерно в соответствии с программой научного комплектования фондов.
Комплектование фондов одна из сложнейших и наименее разрабо-
танных проблем современной теории и практики музейного дела. Термин
«комплектование музейных фондов» появился в отечественном
музееведе-
нии в конце 40-х гг. и на протяжении почти трех десятилетий отождеств-
лялся с понятием «собирательская работа».
Разграничение этих терминов впервые появилось в трудах Н.П. Финя-
гиной и Ю.П. Пищулина, которые определяли комплектование фондов как
планомерную и целенаправленную деятельность музея по выявлению
предметов музейного значения, их приобретению
и систематизации в фон-
дах. Под собирательской работой стала пониматься составная часть ком-
плектования музейных фондовпрактическая деятельность по реализации
программы комплектования. Таким образом, понятие «комплектование
музейных фондов», наполнившись новым содержанием, стало отражать
иной уровень работы с музейным собраниемконцептуальный.
В «Положении о Музейном фонде Союза ССР» этот термин получает
законодательное
оформление и с этого времени приобретает более широ-
кое и глубокое содержание, отражая концептуальный уровень работы с му-
зейными коллекциями. Комплектованиеэто целевой и плановый про-
цесс, опирающийся на методологические принципы и профессиональные