Отечественная история с древнейших времен до наших дней. Часть 1. Россия в IX - начале XX века. Гурьев Е.П - 7 стр.

UptoLike

12 13
Глава 2. ДРЕВНЯЯ РУСЬ
олее тысячи лет назад в Восточной Европе сложилось государство –
Киевская Русь, воспетое в былинах, скандинавских сагах, описан-
ное арабскими путешественниками, персидскими географами, ви-
зантийскими писателями и русскими историками-летописцами. Киевская Русь
это истоки государственности, истории и культуры трех братских славянских
народов: русского, украинского и белорусского. Начало Руси скромное, по-
чти неуловимое.
Источники по истории древнейшей Руси разнообразны. Это остатки мате-
риальной культуры, найденные в ходе археологических раскопок, памятники
архитектуры, произведения древних скульпторов, живописцев, ремесленни-
ков. Наиболее информативными являются письменные источники. Сведения
о славянах можно найти у римских авторов Плиния Старшего и Тацита, кото-
рые называли славян венедами и помещали их к востоку от Вислы и Дуная.
Астроном и географ Птоломей (II в. н. э.) ограничивает область расселения
славян Вислой и «Венедским заливом» (Балтийским морем). В сочинении
византийского автора Псевдомаврикия «Стратегикон» (VI – нач. VII в.) о сла-
вянах говорится, что «они многочисленны, выносливы, легко переносят жар,
холод, дождь, наготу, недостаток в пище. У них большое количество разнооб-
разного скота и плодов земных. Они селятся в лесах, у неудобнопроходимых
рек, болот, озер, устраивают в жилищах много выходов вследствие случаю-
щихся с ними опасностей. Сражаться со своими врагами они любят в местно-
сти, поросшей густым лесом, в теснинах, на обрывах, с выгодой для себя
пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями и днем, и ночью, изоб-
ретая много разнообразных способов». Византийские писатели VI в. делят
славян на две группы: западную склавины (склавии) и восточную анты.
Антами славян называют также византийские историки Прокопий Кесарийс-
кий, Менандр, Иоанн Эфесский и готский историк Иордан, которые помеща-
ют их в бассейне Дона и к северу от него.
В древней географии «Книга переделов мира» (написана в X в. неизвест-
ным персидским автором на основе трудов арабских и среднеазиатских гео-
графов VIII–IХ вв.) есть такая характеристика первоначальной Руси: «Это
обширная страна, и ее жители обладают дурным характером непокорные,
держатся вызывающе, любят спорить, воинственны. Они воюют со всеми
неверными, которые живут вокруг их страны, и одерживают победы». Путе-
шественник и купец Ахмед Ибн-Фадлан в X в. оставил о славянах такую за-
пись: «Они были подобны пальмам румяны и красивы. Все русы хорошо
вооружены: у одного секира, у другого меч, у третьего длинный нож.
Мечи плоские, с бороздками, франкской работы. Вместо курток и кафтанов
носят плащи».
Особую ценность для изучения раннего периода отечественной исто-
рии имеет «Повесть временных лет». С появлением на Руси письменнос-
ти стали записывать события по годам (летам), а затем на их основе со-
ставлялись летописные своды. «Повесть временных лет» или «Начальная
летопись» (XII в.) это первый учебник русской истории, энциклопедия
русского государства до XI в. По устоявшейся традиции автор его – монах
Киево-Печерского монастыря Нестор. Уже в древнерусский период лето-
пись неоднократно переделывалась, в частности в 1116 г. при участии игу-
мена Выдубицкого монастыря Сильвестрато вторая редакция «Повести
временных лет», а третья была осуществлена в 1118 г. под руководством
князя Мстислава, сына Владимира Мономаха). «Повесть временных лет» –
один из выдающихся памятников русской и мировой средневековой куль-
туры. Особое его значение в том, что он составлен на родном языке. Крас-
ной нитью в «Повести временных лет» проходят две идеи: о единстве
русской земли и об утверждении на Руси христианства. Летописец ставит
вопросы: «Откуда есть пошла русьская земля?» (т. е. где возникла?), «Кто
в Киеве стал первее княжити?» и «Откуда Русьская земля стала есть?»
. е. когда возникла?).
Что касается термина «Русь», то в историографии существуют разные
мнения на этот счет. «Русь» знали в Византии во времена, предшествующие
призванию варягов. В византийских источниках встречается термин «рус»,
в арабских «рос» оба эти корня сохранились и поныне Россия, Русская
земля и русские. Известно и племя рось, жившее на берегах одноименной
реки. По одной из версий «руса» на древнеславянском означало реку. С иран-
ского «рос» светлый, северный. Славяне, пришедшие на земли «скифов-
пахарей» (иранцев), восприняли этот термин и расширили географию его
применения. Существует гипотеза об угро-финском происхождении терми-
на. Именно так финское население называло варягов. Возможно, имело мес-
то слияние северного термина «русь» и южного «рось».
Б