Традиционное общество России (IX - XVII вв.). Гузарова Н.И - 21 стр.

UptoLike

Рубрика: 

речке, которая впадает в Двину и носит название Полота. Те же славяне, которые
сели около озера Ильменя, прозвались своим именем славянами, и построили
город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Семи, и по Сукле и
назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота
назвалась «славянская». ...
Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и
до той братии которой речь в дальнейшем,—Д.Л.) были уже поляне и жили они
родами на своих местах, управлялись каждые своим родом. И были три брата: один
по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лыбень. ...
И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян, а у
древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а
другое на реке Полоте, где полочане...
Все они (эти племена) имели свои обычаи и законы своих отцов и предания, и
каждые свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий,
стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед
свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не
идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за
нее что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по скотски, убивали
друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А
радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все
нечистое и срамословили при отцах и при снохах. И браков у них не бывало, но
устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на
всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по
две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали
большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав
кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как
делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие
язычники, не знающие закона божьего, но сами себе устанавливающие закон. ...
В год 6367 (859). Варяги из заморья взымали дань с чуди, и со славян, и с
мери, и с всех кривичей, а хазары брали с полян и с северян, и с вятичей,брали
по серебряной монете и по белке с дыма.
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами
собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них
усобица и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя,
который бы владел нами и судил по праву... И пошли за море к варягам, к руси. Те
варяги назывались русью подобно тому, как другие называются свеи (шведы), а
иные норманы и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти прозывались.
Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а
порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами... И Избрались трое братьев
со своими родами и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам, и сел старший
Рюрик в Новгороде, а другой Синеус на Белоозере, а третий Трувор в
Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же те люди от
варяжского рода, а прежде были славяне. ...
Цитировано по: Древнерусская литература: Книга для чтения.-М.: Школа-Пресс,
1993.С.20-23.
21