Философия права. Гырылова В.А. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

писаных законов возникают первые философско-правовые идеи,
наивные и стихийные по своему характеру.
Древнейшие памятники цивилизации свидетельствуют,
что на ранних этапах развития общества понятия права и закона
были тесно связаны с понятием справедливости. Справедливость
же в свою очередь входило в более общее синкретичное понятие,
отражавшее миропорядок в целом.
Ведущими направлениями в философско-правовой мысли
Древней Индии являлись брахманизм, джайнизм и буддизм. Эти
и другие концепции были тесно связаны с моралью и
представляли собой сложные этико-политические учения,
включающие религиозные догмы, мифологические образы,
прикладные знания о государстве и праве.
Наиболее влиятельными этико-правовыми учениями
Древнего Китая были конфуцианство, моизм и легизм. В
философии Древнего Китая центральной категорией являлась
категория Даопуть, закон, естественный миропорядок,
построенный на принципе высшей справедливости.
Справедливым считалось все, что способствовало укреплению
централизованной власти (Конфуций), то, что приносит пользу,
способствует осуществлению принципа «всеобщей любви и
взаимной выгоды» (Мо-цзы). Представители школы легистов
(фа-цзя) полагали, что правопорядок должен строиться не на
соблюдении ритуала, а на принципе фастрогом следовании
закону.
Основные проблемы философии права античности -
закон, порядок и справедливость. В эпоху Гомера и Гесиода в
речевой оборот входит понятие «справедливость», которая
стала пониматься как выражение космического закона,
гармонии, должного порядка. Тогда же наметились два
противоположных подхода в понимании характера
справедливости: универсалистский (Гераклит, Демокрит, Сократ,
Платон, Аристотель) и партикуляристский (софисты).
Формируются зачатки таких концепций как теория
общественного договора (Протагор), основы естественного права
(Демокрит, Эпикур, Зенон). Сократ поднял обсуждение
важнейших проблем на уровень логических понятий и
дефиниций. Собственно история европейской философии права
начинается с Платона и Аристотеля. Их основная заслуга
заключается в определении, всестороннем анализе и
систематическом обосновании справедливости в ее связи с
равенством, неравенством, правом, государством, а также в
обосновании разумной природы закона (права). Право, по
Аристотелю, есть мерило справедливости, и делится на
положительное (созданное людьми) и естественное
(существующее от природы), которые дополняют друг друга. С
них берет начало рационалистическая линия в философии права
и естественно-правовая традиция.
Философско-правовую мысль средневековья отличают,
прежде всего, теологизм и теоцентризм. Бог выступает центром
мироздания, источником мирового порядка, в том числе
правового, олицетворением высшей справедливости.
«Божественное право есть священное право», «Вся власть от
Бога» - таковы основные тезисы философско-правовой мысли
средневековья. Говоря о земном правопорядке и возможности его
установления, Августин Блаженный предложил рассматривать
исторический процесс как борьбу двух царствБожьего и
земного. Фома Аквинский выдвинул учение о трех уровнях
законов, а также о справедливости и праве. Согласно этому
учению, существуют: «вечный закон» (божественный замысел,
всеобщий закон правопорядка), «естественный закон»
(непосредственное проявление божественного права, все
движется к цели, предопределенной законами природы)
«человеческий закон» (положительное право) и «божественный
закон» (принципы человеческого общежития, изложенные в
Библии).
В эпоху Возрождения философско-правовая мысль
развивается под влиянием идей гуманизма. Проблемы права и
нравственности, закона и политики в эпоху Возрождения
рассматривались позиции антропоцентризма и имели
антисхоластическую направленность (М. Монтень, Н.
Макиавелли, Ж. Боден).
План семинарского занятия
1. Особенности философско-правовой мысли Древнего Востока.
2. Основные философско-правовые идеи Древней Греции:
писаных законов возникают первые философско-правовые идеи,       начинается с Платона и Аристотеля. Их основная заслуга
наивные и стихийные по своему характеру.                         заключается в определении, всестороннем анализе и
        Древнейшие памятники цивилизации свидетельствуют,        систематическом обосновании справедливости в ее связи с
что на ранних этапах развития общества понятия права и закона    равенством, неравенством, правом, государством, а также в
были тесно связаны с понятием справедливости. Справедливость     обосновании разумной природы закона (права). Право, по
же в свою очередь входило в более общее синкретичное понятие,    Аристотелю, есть мерило справедливости, и делится на
отражавшее миропорядок в целом.                                  положительное      (созданное    людьми)     и    естественное
        Ведущими направлениями в философско-правовой мысли       (существующее от природы), которые дополняют друг друга. С
Древней Индии являлись брахманизм, джайнизм и буддизм. Эти       них берет начало рационалистическая линия в философии права
и другие концепции были тесно связаны с моралью и                и естественно-правовая традиция.
представляли собой сложные этико-политические учения,                    Философско-правовую мысль средневековья отличают,
включающие религиозные догмы, мифологические образы,             прежде всего, теологизм и теоцентризм. Бог выступает центром
прикладные знания о государстве и праве.                         мироздания, источником мирового порядка, в том числе
        Наиболее влиятельными этико-правовыми учениями           правового,     олицетворением      высшей      справедливости.
Древнего Китая были конфуцианство, моизм и легизм. В             «Божественное право есть священное право», «Вся власть от
философии Древнего Китая центральной категорией являлась         Бога» - таковы основные тезисы философско-правовой мысли
категория Дао – путь, закон, естественный миропорядок,           средневековья. Говоря о земном правопорядке и возможности его
построенный     на     принципе     высшей     справедливости.   установления, Августин Блаженный предложил рассматривать
Справедливым считалось все, что способствовало укреплению        исторический процесс как борьбу двух царств – Божьего и
централизованной власти (Конфуций), то, что приносит пользу,     земного. Фома Аквинский выдвинул учение о трех уровнях
способствует осуществлению принципа «всеобщей любви и            законов, а также о справедливости и праве. Согласно этому
взаимной выгоды» (Мо-цзы). Представители школы легистов          учению, существуют: «вечный закон» (божественный замысел,
(фа-цзя) полагали, что правопорядок должен строиться не на       всеобщий     закон    правопорядка),   «естественный    закон»
соблюдении ритуала, а на принципе фа – строгом следовании        (непосредственное проявление божественного права, все
закону.                                                          движется к цели, предопределенной законами природы)
        Основные проблемы философии права античности -           «человеческий закон» (положительное право) и «божественный
закон, порядок и справедливость. В эпоху Гомера и Гесиода в      закон» (принципы человеческого общежития, изложенные в
речевой    оборот входит понятие «справедливость», которая       Библии).
стала пониматься как выражение           космического закона,            В эпоху Возрождения философско-правовая мысль
гармонии, должного порядка. Тогда же наметились два              развивается под влиянием идей гуманизма. Проблемы права и
противоположных       подхода     в   понимании      характера   нравственности, закона и политики в эпоху Возрождения
справедливости: универсалистский (Гераклит, Демокрит, Сократ,    рассматривались     позиции    антропоцентризма     и    имели
Платон,    Аристотель)    и    партикуляристский    (софисты).   антисхоластическую      направленность   (М.    Монтень,    Н.
Формируются      зачатки    таких   концепций    как    теория   Макиавелли, Ж. Боден).
общественного договора (Протагор), основы естественного права
(Демокрит, Эпикур, Зенон). Сократ поднял обсуждение                                   План семинарского занятия
важнейших проблем на уровень логических понятий и                1. Особенности философско-правовой мысли Древнего Востока.
дефиниций. Собственно история европейской философии права        2. Основные философско-правовые идеи Древней Греции: