ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
магазинах, кинотеатрах, на предприятиях службы быта и т.д.
В этих условиях характер социально-ролевых отношений
между людьми определяется субъективными оценками так
называемого - социального статуса участников
взаимодействия.
В самом деле, кто из нас не ловил себя на том, что,
встречаясь с незнакомым человеком, мы, прежде всего,
пытаемся определить для себя "Кто он, в каких отношениях
мы с ним можем находиться, как себя с ним вести"? Решая
эту задачу, мы оцениваем его возраст, пол, стиль одежды,
манеру поведения и т.д. Если взаимные оценки совпадают,
контакт происходит по достаточно стереотипному
сценарию, не вызывая особых психологических трудностей
и дискомфорта. В случае, если наша позиция в оценке
социально-ролевых отношений не совпадает с характером
поведения партнера, это неизбежно приводит к диссонансу в
отношениях с ним.
Или, кто из нас не испытывал раздражения, если
партнер по общению принимает на себя роль, не
соответствующую нашим представлениям о его статусе.
Например, обращается к нам на ты, или претендует на
командный стиль в разговоре. В этих случаях, как правило,
мы стремимся к восстановлению равновесия в соответствии
с нашими представлениями о социально-ролевых позициях в
общении и формируем достаточно выраженные негативные
эмоциональные оценки его личности.
С другой стороны, если партнер по общению,
оцениваемый нами как носитель достаточно высокого
социального статуса, выбирает форму равноправного
общения - это, безусловно, воспринимается нами как
положительный фактор взаимодействия и обеспечивает
высокий уровень эмоционального взаимопонимания.
Этот психологический феномен межличностного
общения лежит в основе формирования правил так
называемого хорошего тона в отношениях между людьми и
призван в процессе общения облегчать психологическую
напряженность в контактах с незнакомыми людьми.
Как же происходит взаимооценка социальных статусов
партнеров в процессе нерегламентированного общения?
Исследование этого вопроса всегда привлекало внимание
социальных психологов. Например, один из известнейших
американских психологов У.Джемс, анализируя эту
проблему, приводит старую поговорку о том, что
человеческая личность состоит из трех частей: души, тела и
платья, считая, что это нечто большее, чем простая шутка.
"Мы в такой степени присваиваем платье нашей личности,
пишет он, - до того отождествляем одно с другим, что
немногие из нас дадут, не колеблясь, решительный ответ на
вопрос, какую бы альтернативу они выбрали: иметь
прекрасное тело, облаченное в вечно грязные и рваные
лохмотья, или под вечно новым костюмом с иголочки
скрывать безобразное уродливое тело".
В самом деле, одежда в истории человечества всегда
служила способом идентификации социальной
принадлежности ее носителя, отражая его сословную или
профессиональную принадлежность. В психологии это
явление принято называть социальной символикой. Стремясь
повысить в глазах людей свой социальный статус, человек
всегда склонен присваивать себе внешние символы,
присущие социальным группам, подражать или
принадлежать к которым он стремится. В случае
несоответствия объективного положения личности и его
попыток имитации принадлежности к группам более
высокого социального статуса могут возникать комические
ситуации, подобные той, что нарисовал Мольер в комедии
"Мещанин во дворянстве". Нечто подобное можно
наблюдать в наше время, когда одежда потеряла свое
сословное значение, но сохранила некоторые черты
профессиональной принадлежности ее носителя.
Например, ответственные работники в качестве
магазинах, кинотеатрах, на предприятиях службы быта и т.д. призван в процессе общения облегчать психологическую В этих условиях характер социально-ролевых отношений напряженность в контактах с незнакомыми людьми. между людьми определяется субъективными оценками так Как же происходит взаимооценка социальных статусов называемого - социального статуса участников партнеров в процессе нерегламентированного общения? взаимодействия. Исследование этого вопроса всегда привлекало внимание В самом деле, кто из нас не ловил себя на том, что, социальных психологов. Например, один из известнейших встречаясь с незнакомым человеком, мы, прежде всего, американских психологов У.Джемс, анализируя эту пытаемся определить для себя "Кто он, в каких отношениях проблему, приводит старую поговорку о том, что мы с ним можем находиться, как себя с ним вести"? Решая человеческая личность состоит из трех частей: души, тела и эту задачу, мы оцениваем его возраст, пол, стиль одежды, платья, считая, что это нечто большее, чем простая шутка. манеру поведения и т.д. Если взаимные оценки совпадают, "Мы в такой степени присваиваем платье нашей личности, контакт происходит по достаточно стереотипному пишет он, - до того отождествляем одно с другим, что сценарию, не вызывая особых психологических трудностей немногие из нас дадут, не колеблясь, решительный ответ на и дискомфорта. В случае, если наша позиция в оценке вопрос, какую бы альтернативу они выбрали: иметь социально-ролевых отношений не совпадает с характером прекрасное тело, облаченное в вечно грязные и рваные поведения партнера, это неизбежно приводит к диссонансу в лохмотья, или под вечно новым костюмом с иголочки отношениях с ним. скрывать безобразное уродливое тело". Или, кто из нас не испытывал раздражения, если В самом деле, одежда в истории человечества всегда партнер по общению принимает на себя роль, не служила способом идентификации социальной соответствующую нашим представлениям о его статусе. принадлежности ее носителя, отражая его сословную или Например, обращается к нам на ты, или претендует на профессиональную принадлежность. В психологии это командный стиль в разговоре. В этих случаях, как правило, явление принято называть социальной символикой. Стремясь мы стремимся к восстановлению равновесия в соответствии повысить в глазах людей свой социальный статус, человек с нашими представлениями о социально-ролевых позициях в всегда склонен присваивать себе внешние символы, общении и формируем достаточно выраженные негативные присущие социальным группам, подражать или эмоциональные оценки его личности. принадлежать к которым он стремится. В случае С другой стороны, если партнер по общению, несоответствия объективного положения личности и его оцениваемый нами как носитель достаточно высокого попыток имитации принадлежности к группам более социального статуса, выбирает форму равноправного высокого социального статуса могут возникать комические общения - это, безусловно, воспринимается нами как ситуации, подобные той, что нарисовал Мольер в комедии положительный фактор взаимодействия и обеспечивает "Мещанин во дворянстве". Нечто подобное можно высокий уровень эмоционального взаимопонимания. наблюдать в наше время, когда одежда потеряла свое Этот психологический феномен межличностного сословное значение, но сохранила некоторые черты общения лежит в основе формирования правил так профессиональной принадлежности ее носителя. называемого хорошего тона в отношениях между людьми и Например, ответственные работники в качестве
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- …
- следующая ›
- последняя »