ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
1. В ПОИСКАХ РАЗУМА
В аудиториях и коридорах любого учебного заведения
часто можно наблюдать одну и ту же характерную сценку:
какой-нибудь не очень воспитанный остряк, выражая
сомнение в сообразительности товарища, стучит себя по лбу,
ехидно вопрошая: «У тебя что, здесь не хватает?» А кто из
вас на самом деле задумывался над тем, чего же там и
сколько должно хватать, чтобы не вызывать подобных
сомнений? Справедливости ради, надо отметить, что уже сам
факт подобной постановки вопроса выдает некоторую
осведомленность современного остряка о действительной
связи такой части тела, как голова, и ее содержимого с
развитием умственных способностей человека.
Между тем, этот несомненный в наше время научный
факт был долго неочевиден для самых ученых мужей
древности. Например, греки, положившие начало
европейской науке, не имели для мозга даже специального
названия. Этот важнейший орган был для них просто каким-
то «предметом в голове», совершенно несущественным.
Несмотря на глубокий интерес многих из них к духовной
жизни людей и богов, они странным образом игнорировали
мозг как возможное хранилище души и знаний. Лучшего
места для разума чем подбрюшная преграда, ритмические
движения которой казались им связанными с движением
мысли, они найти не могли. Над диафрагмой философы
классической древности поместили пар души, а под ней -
жидкости ощущений, оставляя для извилин мозговой коры
роль своеобразного конденсатора для охлаждения
жизненных токов. В самом деле, наблюдаемая связь между
глубиной и частотой дыхания человека и интенсивностью
переживаемых им чувств легко могла наводить древних
ученых на такие очевидные заключения. Даже
экспериментальные данные, по нашим современным
представлениям, казалось бы, полностью подтверждали
такие выводы. В IV веке до н. э. Аристотель писал о том, что
в мозге нет крови и, следовательно, только сердце может
являться источником нервного контроля и вместилищем
души. Особый интерес ошибочности его выводов о природе
разумного вызывает то обстоятельство, что именно
Аристотелю удалось разработать классическую систему
правильного логического мышления, которой мы пользуемся
до сих пор. Историки науки часто отмечают, что мыслители
прошлого, пытаясь объяснить, где помещается и как работает
разум, искали аналогии в окружающем их материальном
мире. Греческий врач Гален одним из первых начал
анатомировать мозг человека и животных. Главным
техническим достижением его времени (II век до н. э.) были
водопровод и канализация, основанные на принципах
механики жидкостей. Поэтому едва ли можно считать
случайным сложившееся убеждение Галена о том, что в
мозге главную роль играет не само вещество, а заполненные
жидкостью полости. Сегодня эти полости известны как
система мозговых желудочков, а выделяющаяся в них
жидкость - как цереброспинальная (спинномозговая),
обеспечивающая процессы обмена веществ в мозге, но не
имеющая прямого отношения к психическим функциям.
Гален считал, однако, что все физические функции тела,
состояние здоровья и болезни зависят от распределения
четырех жидкостей организма - крови, флегмы (слизи),
черной желчи и желтой желчи, каждая из которых имеет
специальную функцию: кровь поддерживает жизненный дух,
флегма вызывает вялость, черная желчь обуславливает
меланхолию, желтая — гнев. Представления Галена так
далеко проникли в научную мысль Запада, что на
протяжении почти полутора тысяч лет их роль в работе мозга
и других органов, по существу, не подвергалась сомнению.
В XVII веке с развитием промышленной революции
началось «научное» наступление на раскрытие тайн природы,
1. В ПОИСКАХ РАЗУМА представлениям, казалось бы, полностью подтверждали такие выводы. В IV веке до н. э. Аристотель писал о том, что в мозге нет крови и, следовательно, только сердце может являться источником нервного контроля и вместилищем В аудиториях и коридорах любого учебного заведения души. Особый интерес ошибочности его выводов о природе часто можно наблюдать одну и ту же характерную сценку: разумного вызывает то обстоятельство, что именно какой-нибудь не очень воспитанный остряк, выражая Аристотелю удалось разработать классическую систему сомнение в сообразительности товарища, стучит себя по лбу, правильного логического мышления, которой мы пользуемся ехидно вопрошая: «У тебя что, здесь не хватает?» А кто из до сих пор. Историки науки часто отмечают, что мыслители вас на самом деле задумывался над тем, чего же там и прошлого, пытаясь объяснить, где помещается и как работает сколько должно хватать, чтобы не вызывать подобных разум, искали аналогии в окружающем их материальном сомнений? Справедливости ради, надо отметить, что уже сам мире. Греческий врач Гален одним из первых начал факт подобной постановки вопроса выдает некоторую анатомировать мозг человека и животных. Главным осведомленность современного остряка о действительной техническим достижением его времени (II век до н. э.) были связи такой части тела, как голова, и ее содержимого с водопровод и канализация, основанные на принципах развитием умственных способностей человека. механики жидкостей. Поэтому едва ли можно считать Между тем, этот несомненный в наше время научный случайным сложившееся убеждение Галена о том, что в факт был долго неочевиден для самых ученых мужей мозге главную роль играет не само вещество, а заполненные древности. Например, греки, положившие начало жидкостью полости. Сегодня эти полости известны как европейской науке, не имели для мозга даже специального система мозговых желудочков, а выделяющаяся в них названия. Этот важнейший орган был для них просто каким- жидкость - как цереброспинальная (спинномозговая), то «предметом в голове», совершенно несущественным. обеспечивающая процессы обмена веществ в мозге, но не Несмотря на глубокий интерес многих из них к духовной имеющая прямого отношения к психическим функциям. жизни людей и богов, они странным образом игнорировали Гален считал, однако, что все физические функции тела, мозг как возможное хранилище души и знаний. Лучшего состояние здоровья и болезни зависят от распределения места для разума чем подбрюшная преграда, ритмические четырех жидкостей организма - крови, флегмы (слизи), движения которой казались им связанными с движением черной желчи и желтой желчи, каждая из которых имеет мысли, они найти не могли. Над диафрагмой философы специальную функцию: кровь поддерживает жизненный дух, классической древности поместили пар души, а под ней - флегма вызывает вялость, черная желчь обуславливает жидкости ощущений, оставляя для извилин мозговой коры меланхолию, желтая — гнев. Представления Галена так роль своеобразного конденсатора для охлаждения далеко проникли в научную мысль Запада, что на жизненных токов. В самом деле, наблюдаемая связь между протяжении почти полутора тысяч лет их роль в работе мозга глубиной и частотой дыхания человека и интенсивностью и других органов, по существу, не подвергалась сомнению. переживаемых им чувств легко могла наводить древних В XVII веке с развитием промышленной революции ученых на такие очевидные заключения. Даже началось «научное» наступление на раскрытие тайн природы, экспериментальные данные, по нашим современным