Отечественная история. Хандорин В.Г. - 29 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

тарных тенденций власти, среди них широкое распространение смерт-
ной казни, отсутствовавшей в «Русской Правде».
1-я треть XVI в. завершение процесса объединения (Псков, Ря-
зань, Смоленск) при сыне Ивана III Василии III. Параллельно шел про-
цесс постепенной ликвидации удельных княжеств; отныне регионами
управляли назначенные великим князем наместники.
В середине XVI века, при Иване Грозном, завершающим этапом
стало формирование централизованного государственного аппарата
управления. Однако это заслуживает более подробного рассмотрения в
начале следующей лекции.
В результате в XVI веке сложилось централизованное и независи-
мое Русское государство с границами от Ледовитого океана на севере до
слияния Волги с Окой (Нижний Новгород) на юге и от Смоленска на
западе до Урала на востоке.
Вместе с тем, преждевременная централизация (ускоренная
монголо-татарским игом и борьбой с ним до полного созревания вну-
тренних предпосылок) имела и негативные последствия, отличавшие
ее итоги от стран Европы, где она проходила более постепенным и есте-
ственным путем:
1) жестко централизованная, деспотическая государственная
власть, полная зависимость от нее всех сословий, включая господствую-
щие, и городов;
2) высокая степень эксплуатации низших сословий.
ТЕМА 3
МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО (XVI–XVII вв.)
3.1. Идеология «Москвы – Третьего Рима». Политическая система
сословно-представительной монархии. Деятельность Ивана
Грозного. «Смутное время» и первые Романовы
Период Московского централизованного государства XVI–XVII
веков, или Московского царства, явился 3-м и завершающим этапом
формирования традиционного общества на Руси. Особенностями по-
литической системы Московского царства были:
а) внутренней: 1) деспотический, жестко авторитарный характер
государственной власти, обусловленный предшествующими особенно-
стями централизации; 2) идеология национально-религиозной исключи-
тельности, выраженная в девизе «Москва Третий Рим», как следствие
превращения Руси с XV в. в оплот мирового православия и единствен-
29