Отечественная история. Хандорин В.Г. - 40 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

Среди социальных последствий закрепощения крестьян были
Смута, другие народные бунты XVIIXVIII вв. (Стеньки Разина, Пуга-
чева и др.) и церковный раскол (см. ниже).
Новыми чертами в экономике и социальных отношениях в
XVII веке (при первых Романовых) были:
1) с одной стороны, развитие хозяйственной специализации
регионов и связей между ними;
2) появление мануфактур первых промышленных предприятий
с разделением труда, хотя еще основанных на ручном труде;
3) с другой стороны, усиление эксплуатации крестьян и кре-
постного права (окончательно с Соборного уложения 1649 г.), а также
общий рост эксплуатации низших сословий, отсюда серия народных
восстаний (Соляной и Медный бунты в Москве в 1648 и 1662 гг.,
восстания в Новгороде и Пскове в 1648–1650 гг., крупнейший казацко-
крестьянский бунт Стеньки Разина на Волге и Дону в 1670–1671 гг.).
Подобно странам Западной Европы того времени, социальный
протест вылился полном согласии с мировоззрением средневековых
людей) в религиозную форму. Но если в Европе он приобрел окраску
протестантской Реформации, т. е. борьбы против традиционной римско-
католической церкви, то особенностью данного процесса на Руси яви-
лась, наоборот, защита традиционных религиозных обрядов, или ста-
рообрядчество, поскольку власть сама поддержала церковную рефор-
му. Народу же в той обстановке важен был повод для протеста.
Церковную реформу инициировал в 1654 году патриарх Никон.
Официальной ее целью было устранение накопившихся на протяжении
столетий отклонений в обрядах русской церкви и приведение их в соот-
ветствие с каноническими греческими правилами (крестное знамение
тремя пальцами вместо двух и др.). Скрытой целью Никона была, по
всей видимости, подготовка почвы для возрождения всемирной органи-
зации православной церкви (наподобие римско-католической), но те-
перь уже под эгидой не Византии, а Руси. Царь поддержал реформу Ни-
кона, а все недовольные слои населения отвергли ее. Так произошел
раскол Русской православной церкви. Идеологом раскола и главным
оппонентом Никона выступал протопоп Аввакум, позднее сожженный
на костре по приговору церкви как еретик. Протест старообрядцев при-
нимал самые различные формы – от активных, вплоть до восстаний про-
тив власти, до пассивных, вроде бегства в леса, где они основывали
свои поселения (скиты) вдали от мира. Фанатизм раскольников доходил
до массовых самосожжений.
40