ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
властны человеческому разуму, деятели церкви тем самым отрицали
саму возможность постижения каких-либо закономерностей истории.
2. Сословная мораль, характерная для общества тех времен. Разде-
ление людей на «высших» и «низших» по праву рождения исключало
возможность научного осмысления основ человеческого бытия.
3. Метафизика – типичное свойство обыденного человеческого
сознания, присущее даже выдающимся умам древности и заключающее-
ся в поиске «вечных» законов устройства мира и человеческого обще-
ства, – тогда как на самом деле «все течет, все изменяется» (любимое
изречение древнегреческого мыслителя Гераклита). Понимание относи-
тельности любых законов пришло гораздо позже, с возникновением
диалектического метода. В отдаленные же эпохи укоренению взгляда
на устройство мира как на нечто неизменное способствовала относи-
тельная неторопливость исторического процесса, когда на протяжении
жизни целых поколений действительно мало что менялось, для се-
рьезных трансформаций порой требовались столетия.
4. Одномерность человеческого мышления (опять же на уровне
обыденного сознания), проявляющаяся в попытках найти «единствен-
ную» причину для объяснения каких-либо изменений, некий единый
фактор исторического процесса. Тем временем, даже в жизни одного че-
ловека серьезные перемены, как правило, обусловлены целым комплек-
сом причин, а уж в жизни коллективов, наций и государств всегда при-
сутствует комплекс определяющих факторов.
Стимулами преодоления названных препятствий, способствовав-
шими формированию научных принципов исторического познания на
рубеже XVIII–XIX веков, послужили следующие события:
1. Великие географические открытия XV–XVI веков. В корне из-
менив устоявшиеся тысячелетиями представления людей об устройстве
Земли и Вселенной, они дали мощный толчок работе человеческой мыс-
ли по изучению как законов природы, так и человеческого бытия.
2. Гуманистические идеи французских философов-просветителей
XVIII века (Вольтера, Руссо и др.), утверждавшие, во-первых, есте-
ственное равенство людей от природы (в опровержение традиционной
сословной морали) и, во-вторых, совершившие великий переход от тео-
центризма (сосредоточения на Боге) к антропоцентризму, то есть к
изучению роли человека в историческом процессе.
3. Либерально-буржуазные революции конца XVIII в. – 1-й поло-
вины XIX в. в Европе и Америке (начиная с американской и француз-
ской). Они не только претворили в жизнь идеи просветителей о право-
вом равенстве людей, но и – что куда более важно – в корне изменили
многовековой традиционный уклад общественной жизни. Поэтому они
8
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- …
- следующая ›
- последняя »