История русской литературы XIX века. Инютин В.В - 36 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

36
Поздняя пьеса А .Н . Островского «Бесприданница» - это трагическая
история светлой глубокой души в мире всепобеждающего чистогана, в мире , в
котором интерес наживы, власть денег безнадёжно подавляют человеческие
духовные ценности. Следует обратить внимание на то, что А . Островский в этой
пьесе выбирает героиню, не обладающую сильными личностными качествами,
как это было в «Грозе». Лариса Огудалова обыкновенный человек. И тем не
менее, её трагедия выявляет суть бесчеловечной реальности.
Необходимо обратить внимание на особенности монологов героини. В них
не только обозначение моральных состояний, но и сложное психологическое
развитие. Психологизм осознаётся А . Островским как необходимое
драматургическое средство. Возможно, более точное представление о
проблематике пьесы у современного читателя сложится , если обсудить её
экранизацию в фильме Э. Рязанова «Жестокий романс».
1. От Калинова до Бряхимова: новые времена «всё на продажу».
2. Кнуров, Вожеватов, Паратов типы дельцов у Островского.
3. Карандышев человек «с амбицией» в мире А . Островского.
4. Лариса Огудалова : приёмы психологизма и особенности
изображения характера . Трагедия Ларисы .
Литература
Островский А .Н. Бесприданница .
Лотман Л .М . Островский и русская драматургия его времени /
Л .М . Лотман. М .;Л ., 1961. - 360 с.
Слинько А .А . Русская литература 19 века : Книга для учителя /
А .А . Слинько. Воронеж , 1995. - С. 39-72.
Журавлёва А .И. Драматургия А .Н. Островского / А .И. Журавлёва .
М ., 1974. - 103 с.
Прохоров Е .И. Комментарий / Е .И.Прохоров // Островский А .Н .
Полн .собр.соч.: В 12 т. М ., 1975. Т .5. С. 499-507.
Лакшин В.Я. Островский (1878-1886) // Островский А .Н .
Полн .собр.соч.: В 12т. - М .,1975. - Т .5. - С . 475-499.
Костелянец Б.О . «Бесприданница» А.Н. Островского / Б.О .
Костелянец. Л .,1973. - 92 с.
Т е м а 25.
Трилогия А. Островского о театре :
судьба искусства и проблема художника
Для А . Островского его пьесы о театре это и художественное
осмысление состояния театральной жизни России и самосознание себя как
драматурга , как человека искусства . А . Островский досконально знал
театральную ситуацию в стране. И особенно интересовало его жизнь
                                                  36
         П озд н я я пьеса А .Н . О стровского «Бесприд а н н ица » - эт о тра гическа я
история светлой глу б окой д у ши в м ире всепоб еж д а ю щего чистога н а , в м ире, в
котором ин т ерес н а ж ивы, вла ст ь д ен ег б езн а д ёж н о под а вля ю т человеческие
д у ховн ые цен н ост и. След у ет об ра тит ь вн им а н ие н а то, что А . О ст ровский в эт ой
пьесе выб ира ет героин ю , н е об ла д а ю щу ю сильн ым и личн ост н ым и ка чест ва м и,
ка к эт о б ыло в «Г розе». Л а риса О гу д а лова –об ыкн овен н ый человек. И т ем н е
м ен ее, еётра гед ия выя вля ет су т ь б есчеловечн ой реа льн ост и.
         Н еоб ход им о об ра т ит ь вн им а н ие н а особ ен н ости м он ологов героин и. В н их
н е т олько об озн а чен ие м ора льн ых сост оя н ий, н о и слож н ое психологическое
ра звитие. П сихологизм осозн а ёт ся А . О ст ровским ка к н еоб ход им ое
д ра м а т у ргическое сред ст во. Возм ож н о, б олее точн ое пред ст а влен ие о
проб лем а т ике пьесы у соврем ен н ого чит а т еля слож ит ся , если об су д ит ь её
экра н иза цию в ф ильм е Э. Ря за н ова «Ж ест окий ром а н с».

          1.   О т К а лин ова д о Бря хим ова : н овые врем ен а –«всён а прод а ж у ».
          2.   К н у ров, Вож ева тов, П а ра т ов –т ипы д ельцов у О стровского.
          3.   К а ра н д ышев –человек «с а м б ицией» в м ире А .О стровского.
          4.   Л а риса     О гу д а лова : приём ы психологизм а         и особ ен н ост и
               изоб ра ж ен ия ха ра ктера . Т ра гед ия Л а рисы.

                                                Л итера т у ра
           •     О ст ровский А .Н . Бесприд а н н ица .
           •     Л от м а н Л .М . О ст ровский и ру сска я д ра м а т у ргия его врем ен и /
                 Л .М . Л от м а н . –М .;Л ., 1961. - 360 с.
           •     С лин ько А .А . Ру сска я лит ера т у ра 19 века : К н ига д ля у чит еля /
                 А .А . Слин ько. –Ворон еж , 1995. - С. 39-72.
           •     Ж у ра влёва А .И. Д ра м а т у ргия А .Н . О стровского / А .И. Ж у ра влёва .
                 –М ., 1974. - 103 с.
           •     П рохоров Е .И. К ом м ен т а рий / Е .И.П рохоров // О стровский А .Н .
                 П олн .соб р.соч.: В 12 т . –М ., 1975. –Т .5. –С. 499-507.
           •     Л а кшин В.Я . О стровский (1878-1886) // О стровский А .Н .
                 П олн .соб р.соч.: В 12т. - М .,1975. - Т .5. - С. 475-499.
           •     К ост еля н ец Б.О . «Бесприд а н н ица » А .Н . О ст ровского / Б.О .
                 К ост еля н ец. –Л .,1973. - 92 с.



                                       Т е м а 25.
                       Три л оги я А . Ос тровс к ого о те атре :
                   с удьба и с к ус с тва и п робл е м а худож ни к а
           Д ля А . О стровского его пьесы о теа т ре – это и ху д ож ест вен н ое
осм ыслен ие сост оя н ия т еа тра льн ой ж изн и России и са м осозн а н ие себ я ка к
д ра м а т у рга , ка к человека иску сст ва . А . О стровский д оскон а льн о зн а л
т еа т ра льн у ю сит у а цию в стра н е. И особ ен н о ин т ересова ло его ж изн ь