ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
38
Идеи и образы романа Ф.М .Достоевского «Преступление и
наказание»
Начиная разговор о великом романе Ф.М . Достоевского, необходимо
определить причины, побудившие писателя взяться за работу над этим
произведением , нужно понять его желание объясниться с читателями о самых
сложных проблемах жизни человеческой личности. Истоки этого стремления – в
юношеских увлечениях Достоевского утопическими идеями. Но затем
принципиальное значение имеет прозрение писателя , произошедшее на каторге,
наблюдение над общественными процессами в России 60-х годов, активное в
них участие.
Полезно будет познакомиться с книгой Е . Саруханян о жизни Ф.
Достоевского в Петербурге, с книгой М . Альтмана. Студенты смогут точно
соотнести реальность Петербурга и её изображение в романе. Оно предельно,
точно до буквальных топографических совпадений.
Современное истолкование Ф . Достоевского должно включать анализ
социальных факторов преступления героя . Это поможет более многостороннему
пониманию действий Раскольникова и его теории. Но, разумеется , важно не
упустить из внимания показанный в романе нравственный идеал, христианский
по сути и земной по своему воплощению – образ Сони Мармеладовой. Сны
героя , систем сложных символов, не всегда верно понимаемых, также
нуждаются в истолковании, хотя идея автора ясна и глубока . Делая выводы о
путях спасения Раскольникова , о возрождении его личности, нужно обратить
внимание на мысль автора о том , насколько труден этот процесс. Финал романа
лишь начало пути героя к спасению.
Роман Достоевского - к счастью или к сожалению - актуален . Проблема
насилия как способа разрешения вопросов общественной и нравственной жизни,
пожалуй, самая важная для нашей современности. Насилие превратилось в закон
жизни. Есть необходимость соотнести роман с трагическими вопросами
сегодняшнего мира , конечно, без примитивной злободневности.
1. Достоевский на каторге и в 60-ые годы. Духовные прозрения и
общественная деятельность.
2. Причины преступления Раскольникова :
• социальная действительность как фактор поведения героя .;
• «теория» Раскольникова .
3. Раскольников в системе образов романа:
• его двойники (Свидригайлов, Лужин , Порфирий);
• Раскольников и Соня – проблема наказания ;
• сны Раскольникова.
4. Раскольников и проблема современного экстремизма.
Литература
• Достоевский Ф .М . Преступление и наказание.
38 И де и и образы ром ана Ф .М .Дос тое вс к ого «П ре с туп л е ни е и нак азани е » Н а чин а я ра зговор о великом ром а н е Ф .М . Д ост оевского, н еоб ход им о опред елит ь причин ы, поб у д ившие писа т еля взя т ься за ра б от у н а д эт им произвед ен ием , н у ж н о пон я т ь его ж ела н ие об ъ я сн ит ься с чита т еля м и о са м ых слож н ых проб лем а х ж изн и человеческой личн ости. Ист оки эт ого стрем лен ия –в ю н ошеских у влечен ия х Д ост оевского у т опическим и ид ея м и. Н о за т ем прин ципиа льн ое зн а чен ие им еет прозрен ие писа теля , произошед шее н а ка т орге, н а б лю д ен ие н а д об щест вен н ым и процесса м и в России 60-х год ов, а кт ивн ое в н их у ча стие. П олезн о б у д ет позн а ком ит ься с кн игой Е . Са ру ха н я н о ж изн и Ф. Д остоевского в П ет ерб у рге, с кн игой М . А льт м а н а . С т у д ен ты см огу т т очн о соот н ест и реа льн ост ь П ет ерб у рга и её изоб ра ж ен ие в ром а н е. О н о пред ельн о, т очн о д о б у ква льн ых т опогра ф ических совпа д ен ий. Соврем ен н ое истолкова н ие Ф . Д ост оевского д олж н о вклю ча т ь а н а лиз социа льн ых ф а кт оров прест у плен ия героя . Это пом ож ет б олее м н огосторон н ем у пон им а н ию д ейст вий Ра скольн икова и его т еории. Н о, ра зу м еет ся , ва ж н о н е у пу ст ит ь извн им а н ия пока за н н ый в ром а н е н ра вст вен н ый ид еа л, христ иа н ский по су т и и зем н ой по своем у воплощен ию – об ра з Сон и М а рм ела д овой. Сн ы героя , систем слож н ых сим волов, н е всегд а верн о пон им а ем ых, та кж е н у ж д а ю тся в ист олкова н ии, хот я ид ея а вт ора я сн а и глу б ока . Д ела я вывод ы о пу т я х спа сен ия Ра скольн икова , о возрож д ен ии его личн ост и, н у ж н о об ра тить вн им а н ие н а м ысль а вт ора о том , н а сколько т ру д ен эт от процесс. Ф ин а л ром а н а лишь н а ча ло пу т и героя к спа сен ию . Ром а н Д ост оевского - к сча ст ью или к сож а лен ию - а кт у а лен . П роб лем а н а силия ка к способ а ра зрешен ия вопросов об щест вен н ой и н ра вст вен н ой ж изн и, пож а лу й, са м а я ва ж н а я д ля н а шей соврем ен н ости. Н а силие превра тилось в за кон ж изн и. Е ст ь н еоб ход им ост ь соотн ест и ром а н с тра гическим и вопроса м и сегод н я шн его м ира , кон ечн о, б езприм ит ивн ой злоб од н евн ости. 1. Д остоевский н а ка т орге и в 60-ые год ы. Д у ховн ые прозрен ия и об щест вен н а я д ея т ельн ост ь. 2. П ричин ы прест у плен ия Ра скольн икова : • социа льн а я д ейст вит ельн ост ь ка к ф а кторповед ен ия героя .; • «т еория » Ра скольн икова . 3. Ра скольн иков в систем е об ра зов ром а н а : • его д войн ики (С вид рига йлов, Л у ж ин , П орф ирий); • Ра скольн иков и Сон я –проб лем а н а ка за н ия ; • сн ы Ра скольн икова . 4. Ра скольн иков и проб лем а соврем ен н ого экст рем изм а . Л итера т у ра • Д остоевский Ф .М . П рест у плен ие и н а ка за н ие.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 36
- 37
- 38
- 39
- 40
- …
- следующая ›
- последняя »