История русской литературы XIX века. Инютин В.В - 40 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

40
1. Роман «Идиот» как спор с идеями Раскольникова и Лужина и
развитие идеи «вечной Сонечки» («Преступление и наказание»).
2. Князь Мышкин «положительно прекрасный человек»:
о смысле названия романа,
истоки образа Мышкина в мировой культуре и в творчестве
Ф . Достоевского,
Мышкин и социальная реальность
Мышкин в системе образов романа,
Мышкин и Ипполит,
3. Рогожин : тёмные бездны зла и жажда добра .
4. Трагедия Настасьи Филипповны.
5. Финал романа: возвышение гуманизма или его крах?
Литература
Достоевский Ф .М . Идиот.
Бахтин М .М . Проблемы поэтики Достоевского / М .М . Бахтин .
М ., 1979. - 320 с.
Фридлендер Г .М . [Примечания к роману «Идиот»] /
Г .М .Фридлендер, Н .Н .Соломатина, И.А .Битюгова // Достоевский
Ф .М . Полн . собр. соч.: В 30 т . Т .9. Л ., 1974. С. 365, 394 420.
Роман Достоевского «Идиот»: Современное состояние изучения /
Под .ред . Т .А . Касаткиной. М ., 2001. - 560 с.
Свительский В.А . «Сбились мы, что делать нам?» К сегодняшним
прочтениям романа «Идиот» / В.А . Свительский // Достоевский и
мировая культура : Альманах . СПб, 2000. - С. 205-228.
Т е м а 28.
Л.Н . Толстой «Война и мир». Занятие 1.
Духовные искания героев Л.Н . Толстого
Важнейшие для Л . Толстого вопросы об истории, о человеческой душе, её
жизни, об индивидуальном духовном развитии человека отчётливо
просматриваются в значении слова «мир» как «сообщество людей» , а не просто
отсутствие военных действий (значение когда-то подчёркивалось особым
написанием слова ). Центральные герои романа, проходя свой путь, поступая в
соответствии с логикой своего характера , дают нам возможность наблюдать
различные варианты обретения или утраты истинной жизни.
Изучая духовную эволюцию князя Андрея , нужно обратить внимание на
проявляющиеся в разных ситуациях волю и ум героя . Он один из самых
незаурядных людей времени, глубоко осмысливающий и свою судьбу, и судьбы
близких ему людей, и судьбу страны. И всё-таки его мироотношение
оказывается нежизнеспособным. В чём причина его жизненной драмы?
Пьер Безухов, напротив, в начале событий очень смутно понимает
причины и смысл происходящего с ним и окружающими, живёт стихийно. Для
                                                   40
            1. Ром а н «Ид иот » ка к спор с ид ея м и Ра скольн икова и Л у ж ин а и
               ра звитие ид еи «вечн ой Сон ечки» («П рест у плен ие и н а ка за н ие»).
            2. К н я зь М ышкин –«полож ительн о прекра сн ый человек»:
                   • о см ысле н а зва н ия ром а н а ,
                   • ист оки об ра за М ышкин а в м ировой ку льт у ре и в т ворчест ве
                       Ф . Д ост оевского,
                   • М ышкин и социа льн а я реа льн ост ь
                   • М ышкин в сист ем е об ра зов ром а н а ,
                   • М ышкин и Ипполит,
            3. Рогож ин : т ём н ые б езд н ы зла и ж а ж д а д об ра .
            4. Т ра гед ия Н а ст а сьи Ф илипповн ы.
            5. Ф ин а л ром а н а : возвышен ие гу м а н изм а или его кра х?

                                            Ли те ратура
           •    Д остоевский Ф .М . Ид иот.
           •    Ба хт ин М .М . П роб лем ы поэт ики Д остоевского / М .М . Ба хт ин . –
                 М ., 1979. - 320 с.
           •    Ф рид лен д ер Г .М . [П рим еча н ия            к ром а н у     «Ид иот »] /
                 Г .М .Ф рид лен д ер, Н .Н .С олом а тин а , И.А .Бит ю гова // Д остоевский
                 Ф .М . П олн . соб р. соч.: В 30 т. –Т .9. –Л ., 1974. –С. 365, 394 –420.
           •    Ром а н Д остоевского «Ид иот »: С оврем ен н ое сост оя н ие изу чен ия /
                 П од .ред . Т .А . К а са ткин ой. –М ., 2001. - 560 с.
           •    С вит ельский В.А . «Сб ились м ы, чт о д ела т ь н а м ?» К сегод н я шн им
                 прочт ен ия м ром а н а «Ид иот » / В.А . С вит ельский // Д остоевский и
                 м ирова я ку льт у ра : А льм а н а х . –СП б , 2000. - С. 205-228.

                                      Т е м а 28.
                     Л.Н . Тол с той «Вой на и м и р». Заня ти е 1.
                     Духовны е и с к ани я ге рое в Л.Н . Тол с того

         Ва ж н ейшие д ля Л . Т олстого вопросы об истории, о человеческой д у ше, её
ж изн и, об ин д ивид у а льн ом д у ховн ом ра звит ии человека отчётливо
просм а трива ю т ся в зн а чен ии слова «м ир» ка к «сооб щест во лю д ей», а н е просто
от су т ст вие воен н ых д ейст вий (зн а чен ие когд а -то под чёркива лось особ ым
н а писа н ием слова ). Ц ен т ра льн ые герои ром а н а , проход я свой пу т ь, пост у па я в
соот вет ст вии с логикой своего ха ра кт ера , д а ю т н а м возм ож н ость н а б лю д а т ь
ра зличн ые ва риа н ты об рет ен ия или у т ра т ы истин н ой ж изн и.
         Изу ча я д у ховн у ю эволю цию кн я зя А н д рея , н у ж н о об ра тит ь вн им а н ие н а
проя вля ю щиеся в ра зн ых сит у а ция х волю и у м героя . О н од ин из са м ых
н еза у ря д н ых лю д ей врем ен и, глу б око осм ыслива ю щий и свою су д ьб у , и су д ьб ы
б лизких ем у лю д ей, и су д ьб у ст ра н ы. И всё-т а ки его м ироотн ошен ие
ока зыва ет ся н еж изн еспособ н ым . В чём причин а его ж изн ен н ой д ра м ы?
         П ьер Безу хов, н а против, в н а ча ле соб ыт ий очен ь см у тн о пон им а ет
причин ы и см ысл происход я щего с н им и окру ж а ю щим и, ж ивёт ст ихийн о. Д ля