ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
42
Л.Н . Толстой «Война и мир». Занятие 2.
Историко-философские проблемы романа
Мысль об истории и народе, как известно, волновала Л . Толстого, когда он
писал «Войну и мир» . Но роман – не только воспевание народного подвига .
Убеждённый противник насилия , Л . Толстой оставляет за собой право любую из
войн увидеть как неизбежный хаос, абсурд .
И всё же, в чём видит Л . Толстой нравственную безупречность народного
отношения к войне? Для народа война – не удовольствие и предмет любования
(не шпага , а «дубина» войны), не способ сделать карьеру . Для простых солдат
это нечто иное, то, что проявляется в их поведении во время Бородинского
сражения . Отношение народа к войне проявляется и в состоянии души молодых
ополченцев -крестьян, роющих окопы, делающих работу, символически
связанную с их обычными занятиями. Есть народ , доведённый до отчаяния
(Тихон Щербатый, беспощадный убийца ). Но истинная сущность национального
характера – любовь ко всем Платона Каратаева .
Личность, воспринявшая эту правду народа (Пьер, Кутузов), обретает
действительное понимание истории, тогда как эгоистически живущий Наполеон
чужд людям и лишён подлинного понимания событий. История развивается
всеми людьми и каждым человеком , но никто не может претендовать на
единоличное владение ею . В современном мире эта толстовская мысль могла бы
стать основой поступков государственных деятелей и отдельных личностей.
1. «Мысль народная» в романе. Отношение народа к войне:
• солдаты и ополченцы во время Бородинского сражения».
«Скрытая теплота патриотизма». Тихон Щербатый. Толстой и
война;
• Платон Каратаев .
2. Личность в истории:
• Андрей, Пьер, Наташа в исторических событиях;
• проблема исторической личности, «актёрство» в истории
(Кутузов и Наполеон ).
3. Философия истории Л .Толстого:
• народ как движущая сила истории;
• многопричинность исторических событий, «роевое» начало в
истории;
• постоянство и развитие в истории.
4. Война и мир в нашу эпоху .
• Толстой Л .Н . Война и мир. Особенно внимательно: т.1, ч.3, гл.11-19;
т.3,ч.1, гл.1-7; ч.2,гл.1, 7, 15-39; ч.3, гл.1-5, 19-26, т.4, ч.2, гл1-19; ч.3,
гл. 1-3, 15-19; ч.4, гл.4-5, 9.14; Эпилог, ч.1, гл. 1-4, ч.2, гл.1-12.
42 Л.Н . Тол с той «Вой на и м и р». Заня ти е 2. И с тори к о-ф и л ос оф с к и е п робл е м ы ром ана М ысль об истории и н а род е, ка к извест н о, волн ова ла Л . Т олст ого, когд а он писа л «Войн у и м ир». Н о ром а н – н е т олько воспева н ие н а род н ого под вига . У б еж д ён н ый противн ик н а силия , Л . Т олстой ост а вля ет за соб ой пра во лю б у ю из войн у вид ет ь ка к н еизб еж н ый ха ос, а б су рд . И всё ж е, в чём вид ит Л . Т олстой н ра вст вен н у ю б езу пречн ост ь н а род н ого от н ошен ия к войн е? Д ля н а род а войн а –н е у д овольст вие и пред м ет лю б ова н ия (н е шпа га , а «д у б ин а » войн ы), н е способ сд ела т ь ка рьеру . Д ля простых солд а т эт о н ечто ин ое, то, чт о проя вля ет ся в их повед ен ии во врем я Бород ин ского сра ж ен ия . О тн ошен ие н а род а к войн е проя вля ет ся и в состоя н ии д у ши м олод ых ополчен цев-крест ья н , рою щих окопы, д ела ю щих ра б от у , сим волически свя за н н у ю с их об ычн ым и за н я тия м и. Е ст ь н а род , д овед ён н ый д о отча я н ия (Т ихон Щ ерб а тый, б еспоща д н ый у б ийца ). Н о истин н а я су щн ост ь н а цион а льн ого ха ра кт ера –лю б овь ко всем П ла тон а К а ра т а ева . Л ичн ост ь, восприн я вша я эт у пра вд у н а род а (П ьер, К у т у зов), об рет а ет д ейст вит ельн ое пон им а н ие ист ории, т огд а ка к эгоист ически ж иву щий Н а полеон чу ж д лю д я м и лишён под лин н ого пон им а н ия соб ытий. Ист ория ра звива ет ся всем и лю д ьм и и ка ж д ым человеком , н о н икто н е м ож ет претен д ова т ь н а ед ин оличн ое вла д ен ие ею . В соврем ен н ом м ире эта т олстовска я м ысль м огла б ы ст а т ь осн овой пост у пков госу д а рст вен н ых д ея телей и отд ельн ых личн ост ей. 1. «М ысль н а род н а я » в ром а н е. О т н ошен ие н а род а к войн е: • солд а т ы и ополчен цы во врем я Бород ин ского сра ж ен ия ». «С крыт а я т еплот а па т риотизм а ». Т ихон Щ ерб а тый. Т олст ой и войн а ; • П ла т он К а ра т а ев. 2. Л ичн ост ь в истории: • А н д рей, П ьер, Н а та ша в ист орических соб ыт ия х; • проб лем а исторической личн ост и, «а кт ёрст во» в ист ории (К у т у зов и Н а полеон ). 3. Ф илософ ия ист ории Л .Т олстого: • н а род ка к д виж у ща я сила ист ории; • м н огопричин н ост ь ист орических соб ыт ий, «роевое» н а ча ло в ист ории; • постоя н ст во и ра звит ие в истории. 4. Войн а и м ирв н а шу эпоху . • Т олстой Л .Н . Войн а и м ир. О соб ен н о вн им а т ельн о: т.1, ч.3, гл.11-19; т.3,ч.1, гл.1-7; ч.2,гл.1, 7, 15-39; ч.3, гл.1-5, 19-26, т.4, ч.2, гл1-19; ч.3, гл. 1-3, 15-19; ч.4, гл.4-5, 9.14; Эпилог, ч.1, гл. 1-4, ч.2, гл.1-12.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- …
- следующая ›
- последняя »