История русской литературы XIX века. Инютин В.В - 44 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

44
1. Русская литература 60-70 г.г. XIX века о состоянии семьи, о её
драме.
2. Социальные и нравственно-психологические основы трагедии
Анны Карениной.
3. Путь Константина Левина.
Литература
Толстой Л .Н . «Анна Каренина»
Эйхенбаум Б.М . Лев Толстой в семидесятые годы /
Б.М .Эйхенбаум. - Л ., 1974. - С. 110-195.
Бабаев Э . Роман и время / Э. Бабаев . - Тула , 1975. - 232 с.
Свительский В.А . Уроки великого романа / В.А .Свительский //
Подъём . - 1978. - 1. - С . 134-142.
Т е м а 30.
Герой и время в произведениях А .П.Чехова.
Занятие первое . Проза А .П .Чехова
В качестве вступления к разговору о творчестве А .Чехова интересно
напоминание о том , что его род происходит из Воронежской губернии. И не
менее важно, что его дед и отец были крепостными крестьянами. Это
обстоятельство помогает понять психологию героев писателя : его персонажи
чаще всего демократическая интеллигенция . А . Чехов был совестью
интеллигенции и формировал её духовный облик. Время жизни и самого автора ,
и его персонажей драматично. Это эпоха изменения ценностей, а значит в
течение долгих лет - отсутствия подлинных моральных ориентиров. Но всякий
раз надо иметь в виду, что неясность идеалов у лучших людей времени
сочеталась с напряжённым поиском новых духовных истин .
В чём особенность изображения мира даже в ранних произведениях
писателя ? У героев рассказов «Толстый и тонкий» , «Хамелеон» нет смысла
жизни. Вместо него они создают себе миражи, фантомы. Драма Дмитрия
Ионыча Старцева тоже не только в том , что он не смог сопротивляться
пошлости. Откуда ему в принципе знать, что это пошлый мир?
И тем не менее, следует сосредоточить внимание на судьбах тех
чеховских героев, которым удалось понять драму безыдеального существования .
Речь не о жёстком кодексе жизни. А . Чехов знает , что герои, безапелляционно
относящиеся к людям, опасны. Необходимо возрождение чувства и настоящего
смысла бытия.
1. Демократическая интеллигенция в эпоху застоя герои А .Чехова .
2. Утрата истинных целей и смысла жизни основная проблема эпохи .
Поиски идеала . Идеалымиражи и фантомы.
3. Юмористическая проза А . Чехова (Антоши Чехонте): особенности
драмы героя . («Толстый и тонкий» , «Хамелеон» и др.)
                                                44
               1. Ру сска я лит ера т у ра 60-70 г.г. XIX века о сост оя н ии сем ьи, о её
                  д ра м е.
               2. Социа льн ые и н ра вст вен н о-психологические осн овы тра гед ии
                  А н н ы К а рен ин ой.
               3. П у т ь К он ст а н тин а Л евин а .

                                                 Ли те ратура
           •     Т олстой Л .Н . «А н н а К а рен ин а »
           •     Эйхен б а у м Б.М . Л ев Т олстой в сем ид еся тые год ы /
                 Б.М .Эйхен б а у м . - Л ., 1974. - С. 110-195.
           •     Ба б а ев Э. Ром а н и врем я / Э. Ба б а ев. - Т у ла , 1975. - 232 с.
           •     С вит ельский В.А . У роки великого ром а н а / В.А .Свит ельский //
                 П од ъ ём . - 1978. - № 1. - С. 134-142.


                                         Т е м а 30.
                     Ге рой и вре м я в п рои зве де ни я х А .П .Ч е хова.
                          Заня ти е п е рвое . П роза А .П .Ч е хова
         В ка чест ве вст у плен ия к ра зговору о т ворчест ве А .Ч ехова ин тересн о
н а пом ин а н ие о том , что его род происход ит из Ворон еж ской гу б ерн ии. И н е
м ен ее ва ж н о, чт о его д ед и отец б ыли крепост н ым и крест ья н а м и. Это
об ст оя т ельство пом ога ет пон я т ь психологию героев писа т еля : его персон а ж и
ча ще всего – д ем окра тическа я ин теллиген ция . А . Ч ехов б ыл совест ью
ин т еллиген ции и ф орм ирова л еёд у ховн ый об лик. Врем я ж изн и и са м ого а втора ,
и его персон а ж ей д ра м а т ичн о. Это эпоха изм ен ен ия цен н ост ей, а зн а чит в
т ечен ие д олгих лет - отсу т ст вия под лин н ых м ора льн ых ориен тиров. Н о вся кий
ра з н а д о им ет ь в вид у , что н ея сн ост ь ид еа лов у лу чших лю д ей врем ен и
сочета ла сь с н а пря ж ён н ым поиском н овых д у ховн ых истин .
         В чём особ ен н ост ь изоб ра ж ен ия м ира д а ж е в ра н н их произвед ен ия х
писа т еля ? У героев ра сска зов «Т олстый и тон кий», «Ха м елеон » н ет см ысла
ж изн и. Вм ест о н его он и созд а ю т себ е м ира ж и, ф а н том ы. Д ра м а Д м итрия
Ион ыча С та рцева т ож е н е только в т ом , что он н е см ог сопротивля т ься
пошлости. О т ку д а ем у в прин ципе зн а ть, чт о это пошлый м ир?
         И т ем н е м ен ее, след у ет сосред оточит ь вн им а н ие н а су д ьб а х т ех
чеховских героев, кот орым у д а лось пон я т ь д ра м у б езыд еа льн ого су щест вова н ия .
Речь н е о ж ёст ком код ексе ж изн и. А . Ч ехов зн а ет, чт о герои, б еза пелля цион н о
от н ося щиеся к лю д я м , опа сн ы. Н еоб ход им о возрож д ен ие чу вст ва и н а ст оя щего
см ысла б ытия .

           1. Д ем окра т ическа я ин т еллиген ция в эпоху за стоя –герои А .Ч ехова .
           2. У т ра та ист ин н ых целей и см ысла ж изн и –осн овн а я проб лем а эпохи.
                     П оиски ид еа ла . Ид еа лы–м ира ж и и ф а н т ом ы.
           3. Ю м ористическа я проза А .Ч ехова (А н т оши Ч ехон т е): особ ен н ост и
                     д ра м ы героя . («Т олст ый и тон кий», «Ха м елеон » и д р.)