История русской литературы XIX века. Инютин В.В - 45 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

45
4. Разрушение души в безыдеальном мире («Ионыч»). Имитация
духовности («Попрыгунья»).
5. Н .Гоголь и Чехов. Отношение Чехова к «маленькому человеку»
(«Смерть чиновника»). Беликов наваждение и реальность
жизни. Проблема преодоления «беликовщины».
6. Возможность обретения смысла жизни («Дама с собачкой» ,
«Студент»). Тупики и опасности на этом пути («Дуэль»).
7. «Душечка»: неоднозначность героини.
8. Роль детали, особенности сюжета и композиции в прозе Чехова .
Поэтика его прозы как выражение авторской оценки жизни.
Чехов А .П . Унтер Пришибеев . Хамелеон . Толстый и тонкий.
Смерть чиновника . Скучная история . Ионыч. Студент. Учитель
словесности. Попрыгунья . Душечка . Дама с собачкой. Дуэль.
Степь. Палата 6.
Занятие второе . Театр А . Чехова
Драматургические произведения А .Чехова по своей сущности таковы,
что предоставляют автору максимальную возможность оценить героев, их
устремления и чувства . В пьесах А. Чехова рисуется повседневность, бытовой
уровень жизни: обеды, игра в карты или в лото, бесконечные разговоры и т . д .
Правда, это только внешний облик реальности, в судьбах персонажей его пьес
обнаруживаются извечные законы жизни: любовь, страдания , смерть. Но автор
вроде бы предельно отстранённо относится к событиям, бестрепетно фиксирует
их. Гениальность драматурга в том , чтобы «включить изображение» в наиболее
существенные для персонажей моменты их жизни.
А герои, как и в прозе А . Чехова , почти всегда не понимают события , их
связь , своё место в мире . Они придумывают себе фантомные цели, призрачный
мир существования . Их жизнь оказывается ненужно изжитой.
Рассматривая пьесу «Чайка», необходимо избежать элементарного
истолкования позиции героев: у каждого из них есть часть действительной
правды об искусстве. Но никто из этих персонажей не может собрать эти части в
единое целое, возвыситься над разобщенной реальностью . Авторское понимание
смысла искусства заключается в символике названий, в общем настроении
произведения и т.д .
А . Чехов не был бесстрастным наблюдателем русской жизни. Он никогда
не формулировал идею в примитивных формулах, но мог увидеть возможный
трагический исход развития истории, развития русского общества , которому
угрожала агрессивная пошлость, подобная той, что исходит от лакея Яши в
«Вишнёвом саде». И суть мысли писателя в том , что нельзя уничтожать сад,
сколько бы материальной выгоды это не сулило.
1. Проблема смысла существования в пьесах А.Чехова .
«Чайка»: «много разговоров о литературе и пять пудов любви».
«Чайка» как самоопределение драматурга .
                                                  45
           4. Ра зру шен ие д у ши в б езыд еа льн ом м ире («Ион ыч»). Им ита ция
                    д у ховн ости («П опрыгу н ья »).
           5. Н .Г оголь и Ч ехов. О т н ошен ие Ч ехова к «м а лен ьком у человеку »
                    («См ерт ь чин овн ика »). Беликов – н а ва ж д ен ие и реа льн ост ь
                    ж изн и. П роб лем а преод олен ия «б еликовщин ы».
           6. Возм ож н ост ь об рет ен ия см ысла ж изн и («Д а м а с соб а чкой»,
                    «Ст у д ен т »). Т у пики и опа сн ости н а этом пу ти («Д у эль»).
           7. «Д у шечка »: н еод н озн а чн ост ь героин и.
           8. Роль д ета ли, особ ен н ости сю ж ет а и ком позиции в прозе Ч ехова .
                    П оэт ика его прозы ка к выра ж ен ие а вт орской оцен ки ж изн и.
               • Ч ехов А .П . У н т ер П ришиб еев. Ха м елеон . Т олстый и тон кий.
                   См ерт ь чин овн ика . С ку чн а я ист ория . Ион ыч. Ст у д ен т . У чит ель
                   словесн ости. П опрыгу н ья . Д у шечка . Д а м а с соб а чкой. Д у эль.
                   Степь. П а ла та № 6.

                                     Заня ти е второе . Те атрА . Ч е хова
          Д ра м а т у ргические произвед ен ия А .Ч ехова по своей су щн ости т а ковы,
чт о пред ост а вля ю т а вт ору м а ксим а льн у ю возм ож н ост ь оцен ит ь героев, их
у ст рем лен ия и чу вст ва . В пьеса х А . Ч ехова рису ет ся повсед н евн ост ь, б ытовой
у ровен ь ж изн и: об ед ы, игра в ка рты или в лото, б ескон ечн ые ра зговоры и т.д .
П ра вд а , это т олько вн ешн ий об лик реа льн ости, в су д ьб а х персон а ж ей его пьес
об н а ру ж ива ю т ся извечн ые за кон ы ж изн и: лю б овь, стра д а н ия , см ерт ь. Н о а втор
врод е б ы пред ельн о от стра н ён н о от н осится к соб ытия м , б ест репет н о ф иксиру ет
их. Г ен иа льн ост ь д ра м а т у рга в т ом , чтоб ы «вклю чить изоб ра ж ен ие» в н а иб олее
су щест вен н ые д ля персон а ж ей м ом ен ты их ж изн и.
          А герои, ка к и в прозе А .Ч ехова , почти всегд а н е пон им а ю т соб ытия , их
свя зь, своё м есто в м ире. О н и прид у м ыва ю т себ е ф а н том н ые цели, призра чн ый
м ирсу щест вова н ия . Их ж изн ь ока зыва ет ся н ен у ж н о изж итой.
          Ра ссм а трива я пьесу «Ч а йка », н еоб ход им о изб еж а т ь элем ен т а рн ого
ист олкова н ия позиции героев: у ка ж д ого из н их ест ь ча ст ь д ейст вит ельн ой
пра вд ы об иску сст ве. Н о н икто изэт их персон а ж ей н е м ож ет соб ра т ь эти ча сти в
ед ин ое целое, возвысит ься н а д ра зоб щен н ой реа льн ост ью . А вт орское пон им а н ие
см ысла иску сст ва за клю ча ет ся в сим волике н а зва н ий, в об щем н а строен ии
произвед ен ия и т.д .
          А . Ч ехов н е б ыл б есст ра стн ым н а б лю д а т елем ру сской ж изн и. О н н икогд а
н е ф орм у лирова л ид ею в прим ит ивн ых ф орм у ла х, н о м ог у вид ет ь возм ож н ый
т ра гический исход ра звития ист ории, ра звития ру сского об щест ва , кот ором у
у грож а ла а грессивн а я пошлост ь, под об н а я т ой, чт о исход ит от ла кея Я ши в
«Вишн ёвом са д е». И су т ь м ысли писа т еля в т ом , что н ельзя у н ичт ож а т ь са д ,
сколько б ы м а териа льн ой выгод ы эт о н е су лило.

           1. П роб лем а см ысла су щест вова н ия в пьеса х А .Ч ехова .
           • «Ч а йка »: «м н ого ра зговоров о лит ера т у ре и пя ть пу д ов лю б ви».
              «Ч а йка » ка к са м оопред елен ие д ра м а т у рга .