Отечественная история. Введение в предмет. Иванов В.Г - 64 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

64
Все это способствовало восприятию германскими варварами многих
достижений предшествующей греко-римской культуры. К этим
достижениям в первую очередь следует отнести: развитый и
систематизированный древнегреческий и латинский язык, письменность;
богатейшее литературное, художественное, философское и научное
наследие (например, в западно-европейских университетах, которые
возникли еще в XII-XIII веках, языком обучения был латинский, а
основным предметомпроизведения Аристотеля); развитую правовую
системуРимское право. Эта система формировалась и
совершенствовалась с 753 г. д.н.э. до падения Византии в 1453 г.
Совокупный свод Римского права чрезвычайно детально регламентировал
общественные отношения, включая в себя 3 миллиона строк книжного
текста. Более того, эта правовая система разделяла правовые отношения
на публичные (публичное
право) и частные (частное право). И если
публичное право регулировало сферу общественно-государственных
отношений, то частноеопределяло нормы, защищающие частный
интерес – «пользу отдельных лиц».
Примечательно, что данная правовая система с рядом последующих
изменений продолжает действовать на Западе с VI века (в виде свода
законов короля вестготов Алариха) до наших дней, а
ее изучение является
неотъемлемой частью юридического образования в современном мире.
«Рим был заботливой матерью для народов Запада, – констатирует в связи
с этим известный историк русской философии В.В. Зеньковский, - и сверх
того церковное единство Запада находило и свое выражение и
существенное дополнение в том, что один и тот же латинский
язык был и
церковно и культурно общим для всего Запада, в то же время
непосредственно связывая его с античностью. Античная культура, по мере
ее усвоения, ощущалась на Западе как «своя» (Зеньковский В.В. История
русской философии. Т. 1. Ленинград, 1991. С. 33).
Вопросы для самоконтроля и самопроверки
1. Какое значение имеет ознакомление с
особенностями восточного и
западного типа цивилизационного развития для изучения
отечественной истории?
2. В чем выражается существенная специфика организации
экономической жизни восточных обществ? Каким образом эта
специфика обусловливает их социальную, политическую и духовно-
культурную самобытность?
3. Какое рациональное объяснение может иметь длительное
сохранение сословно-кастовой иерархии восточных обществ?
4. В чем
выражаются деспотический характер государственности
восточных обществ?