ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
66
Между тем следует признать, что указанные универсальные ресурсы
прогресса в большинстве своем стали порождением западной
цивилизации, прежде всего достижений Запада в ходе индустриальной и
постиндустриальной модернизации. В то же время именно Запад,
исповедуя технократическую экспансионистскую идеологию, до предела
проблематизировал современный мир, в частности, стал главным
источником большинства глобальных проблем современности.
Поэтому отдельные истории отдельных стран и народов, как никогда
ранее, становятся объектом критики современности. Одним из наиболее
важных в познавательном и социально-практическом отношении
становится вопрос, каким образом историческое наследие современных
обществ соотносится с «вызовами» (А. Тойнби) нынешней эпохи,
способствует или препятствует реальному прогрессу. Давно установлено,
что любая социальная реформа,
тем более масштабная модернизация
общества, окажутся успешными, если их цели и технологии учитывают
культурно-историческую самобытность конкретного общества, не
разрушают, а развивают творческий, созидательный дух народа. «Молодое
поколение…, – писал еще в первой половине XIX в. П.Я. Чаадаев, –
мечтало о реформах в стране, о системах управления, подобных тем, какие
мы находим
в странах Европы… Никто не подозревал, что эти
учреждения, возникнув из совершенно чуждого нам общественного строя,
не могут иметь ничего общего с потребностями нашей страны… Каково
бы ни было действительное достоинство различных законодательств
Европы, раз все социальные формы являются там необходимыми
следствиями из великого множества предшествующих фактов, оставшихся
нам чуждыми, они
ни коим образом не могут быть для нас пригодными»
(Сочинения и письма П.Я. Чаадаева / Под ред. М.О. Гершензона. Т. 2. М.,
1914. С. 146).
Известно и то, что самобытный национальный культурно-исторический
тип формируется на протяжении многих веков под влиянием огромного
комплекса обстоятельств и событий. Следовательно, понимание этой
самобытности неизбежно
связано с объяснением ее исторической
обусловленности.
С позиций цивилизационного подхода главными историческими
детерминантами генезиса и воспроизводства цивилизационно-культурной
идентичности России выступают уникальные геокультурные, природно-
климатические и геополитические условия (факторы) ее истории – от
момента формирования этнокультурной славянской общности до наших
дней.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 64
- 65
- 66
- 67
- 68
- …
- следующая ›
- последняя »