Социальная философия. Иванов В.В. - 13 стр.

UptoLike

Составители: 

13
ствует. Ее главными элементами являются политические, культурно-
просветительные, религиозные и другие организации и учреждения; идеоло-
гические, политические, правовые, религиозные взгляды и отношения. Ме-
ханизм функционирования и смены общественно-экономических формаций
наглядно представлен через действие закона соответствия производственных
отношений характеру и уровню развития производительных сил общества.
В конце XIX – начале XX вв. возник новый цивилизационный или
культурологический подход к пониманию хода истории. Он был разработан в
трудах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, позднее А. Тойнби и У. Ростоу.
По представлениям авторов этой концепции основу общественной жизни со-
ставляют более или менее изолированные друг от друга «культурно-
исторические типы (Данилевский) или «локальные цивилизации» (Тойнби),
проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий зарождение,
расцвет, старение, упадок.
Понятие цивилизации используется для характеристики конкретного
общества как социокультурного образования, локализованного в пространст-
ве и во времени. Таким образом, во всемирной истории насчитывается 21 ци-
вилизация, в том числе мертвые (Вавилонская, Древнеегипетская, Византий-
ская и др.) и существующая в настоящее время (Западная, православно-
христианская, латиноамериканская, исламская, японская и др.). В цивилиза-
цию могут входить как один, так и несколько народов или государств. Ее
общие черты: одна семья языков, история, религия, обычаи, психические
черты, т.е. чувство принадлежности к той или иной цивилизации.
Теория цивилизаций имеет множество достоинств, помогая раскрыть
механизмы исторического развития, выявить его пути и особенности. Ее сто-
ронники особое внимание уделяют непрерывности, эволюционности общест-
венного прогресса. Отсюда, кстати, следует вывод о том, что революция
это вынужденный, нежелательный акт.
Цивилизационный подход помогает увидеть в истории многовариант-
ность, с его помощью можно выделить ряд социально-культурных различий
ствует. Ее главными элементами являются политические, культурно-
просветительные, религиозные и другие организации и учреждения; идеоло-
гические, политические, правовые, религиозные взгляды и отношения. Ме-
ханизм функционирования и смены общественно-экономических формаций
наглядно представлен через действие закона соответствия производственных
отношений характеру и уровню развития производительных сил общества.
     В конце XIX – начале XX вв. возник новый цивилизационный или
культурологический подход к пониманию хода истории. Он был разработан в
трудах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, позднее – А. Тойнби и У. Ростоу.
По представлениям авторов этой концепции основу общественной жизни со-
ставляют более или менее изолированные друг от друга «культурно-
исторические типы (Данилевский) или «локальные цивилизации» (Тойнби),
проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий – зарождение,
расцвет, старение, упадок.
     Понятие цивилизации используется для характеристики конкретного
общества как социокультурного образования, локализованного в пространст-
ве и во времени. Таким образом, во всемирной истории насчитывается 21 ци-
вилизация, в том числе мертвые (Вавилонская, Древнеегипетская, Византий-
ская и др.) и существующая в настоящее время (Западная, православно-
христианская, латиноамериканская, исламская, японская и др.). В цивилиза-
цию могут входить как один, так и несколько народов или государств. Ее
общие черты: одна семья языков, история, религия, обычаи, психические
черты, т.е. чувство принадлежности к той или иной цивилизации.
     Теория цивилизаций имеет множество достоинств, помогая раскрыть
механизмы исторического развития, выявить его пути и особенности. Ее сто-
ронники особое внимание уделяют непрерывности, эволюционности общест-
венного прогресса. Отсюда, кстати, следует вывод о том, что революция –
это вынужденный, нежелательный акт.
     Цивилизационный подход помогает увидеть в истории многовариант-
ность, с его помощью можно выделить ряд социально-культурных различий
                                                                       13